В продолжение темы отставания речи Сёмы (2,6) спешу поделиться с вами рекомендациями другого логопеда, которая приходила к нам на дом. Её мне посоветовали как «логопеда от Бога» в мамском чате нашего района.
Я позвонила ей, кратко описала нашу историю с речью, а она уже с этих слов вынесла промежуточный вердикт: «Катастрофы нет. Я вам скажу, что надо делать. Логопед пока не нужен. Пишите после праздников. Встретимся, я вам всё по полочкам разложу».
Как я уже говорила в предыдущей статье на эту тему, для самостоятельных занятий с сыном у меня крайне мало ресурса. Но я воодушевилась её уверенным располагающим голосом, ещё раз обрадовалась, что сильных проблем не предвидится и решила подождать, что же она скажет на консультации.
Помимо рекомендаций «по умолчанию», таких как активное развитие мелкой и крупной моторики (это уже каждому первому родителю известно), Лариса сделала акцент на:
Сенсорном развитии
Трогать разные ткани (шёлк, мех, джинса, бархат, шерсть и т.д.), ходить босиком по траве/песку/камням/земле/крупам. Пальчиковые краски, детская мусс-пенка, слаймы и т.д. Все эти разные ощущения создают в мозге много новых нейронных связей.
Ортоковрики, конечно, хорошо, говорит, но только зимой, когда нет возможности ходить босиком на улице (в парке, в песочнице).
А потом я сама додумала эту мысль…
Ведь все эти пародии на камни, шишки, палки, траву вообще далеки от настоящих форм, фактур и, соответственно, ощущений… Сравните хотя бы шишки на ортоковрике и реальные шишки в ближайшем пусть даже городском парке. Кроме того, их можно собрать в корзинку, покрутить в руках, покидать, понюхать, облизнуть на худой конец :) А ортоковрики все резиновые… Неживые, искусственные.
И для меня эти мысли вновь стали подтверждением того, что раньше у детей не было столько проблем со здоровьем, речью, развитием. Мы смеёмся над нашими бабушками и дедушками, мол, ничего они не смыслят в современных методиках развития, старомодные. Бежим за каждым новомодным сортером Монтессори. А ведь раньше и правда дети прекрасно развивались без всяких хитроумных игрушек и развивашек. Самый лучший бизиборд — ящик с папиными инструментами или мамиными поварёшками. И бегали все чаще босиком в деревнях.
Я пытаюсь сказать, что в прошлом дети развивались более естественным способом, были ближе к природе, к реальным сенсорным ощущениям. А поэтому, как мне кажется, проблем с развитием было меньше...
Сейчас окружающий мир становится цифровым, искусственным. И всему виной... о да, гаджеты. Хотя с самого рождения Сёма смотрел мультики всего 3 раза в парикмахерской, иначе стричься не даётся. Прямой зависимости, конечно, нет. Но экранное время влияет не только на развитие речи ребёнка... Ладно, это отдельная тема.
Синхронизация работы обоих полушарий мозга
Чтобы тренировать взаимодействие полушарий, нужно выполнять упражнения, в которых работают одновременно обе руки. Как вариант: черпать двумя ложками из большой миски крупу и высыпать её в контейнеры по бокам. (Как на фото.)
Пока Сёме это сложно. Он пытается зачерпнуть одновременно, понимает, что не может, происходит прям микрозатык, и он продолжает уже по очереди. Тем не менее пробуем каждый день.
Предметный словарь
Понадобится коробка с игрушками, которые связываем с крупно написанными буквами. Л — лисичка, О — обезьянка, Ю — юла и т.д. Ассоциации игрушек с буквами учит так называемому глобальному чтению. Ребёнок видит игрушку (лису) и сопоставляет её с буквой «Л».
Вообще я заметила, что Сёма очень интересуется буквами. Понятно, что сейчас он не научится читать, но знать их не помешает, раз уж они ему так нравятся. Я попробовала написать буквы сама на листочках А3, но они очень быстро помялись и порвались. Неожиданно... И я решила купить ламинированные карточки. На них уже есть картинки под каждую букву, но я подумала, что будет ещё эффективнее дополнить их реальными предметами. Так, для карточки «А» я положила в коробку настоящий апельсин, для «Н» ножницы и т.д. Ничего хитроумного: просто называем звук (именно звук, не букву) и потом слово. Таким образом нужно заниматься по 10 минут в день и каждые 10 дней менять буквы (по 8-10 разных букв и предметов). В идеале, конечно, использовать любимые игрушки ребёнка, а не обычные предметы.
Занятия по пособиям Новиковой-Иванцовой Т.Н. «От слова к фразе»
В этих пособиях 3 части: 1 — звукоподражания; 2 — глаголы; 3 — фраза.
Все части есть в свободном доступе в интернете, остаётся только распечатать и заниматься.
Ещё мини-рекомендации:
1. Можно и нужно вводить в речь даже один появившийся слог. По принципу: мышаТА, котяТА (ребёнок заканчивает слова). Та же схема в чистоговорках: «МА-МА-МА, пришла снежная зиМА» и т.д. У нас есть карточки с чистоговорками, Сёма их очень любит, повторяет почти все слоги. А я, бывает, и сама выдумываю такие стишки прям под сына, например: «КУ-КУ-КУ, Сёма любит есть картошКУ».
2. Важно подкреплять любую речевую активность ребёнка, хвалить за любые попытки. Категорически избегать оценок и любых требований. Слова-табу: «Неправильно!», «Повтори ещё раз!», «Скажи вот так...», «Следи за собой!» Чрезмерное давление лишь усугубляет страхи ребёнка.
Подытожим
По словам Ларисы, веского повода для систематических занятий с логопедом нет. Более того, в любом развитии мать лучше чувствует своего ребёнка, у них более прочная связь и понимание друг друга.
В течение дня можно подгадать более подходящее время для занятий по самочувствию, настроению. С логопедом же мы привязаны к определённому времени, когда ребёнок может быть просто не готов к работе.
Хотя я всё же считаю, что с мамой малыш может быть более расслабленным, где-то не послушаться, где-то отвлечься и т.д. При этом, конечно, не нужно доводить ситуацию до абсурда, ведь, в первую очередь, это всё же игра, а не логопедический урок. Поэтому важно не настаивать и не дать ребёнку почувствовать, что он тут ученик.
Признаюсь, мы не каждый день занимаемся по всем рекомендациям, которые получаем от логопедов, просто потому что банально нет времени и сил. Напомню, у меня же ещё один 9-месячный карапуз 😄 Но мы стараемся! И очень ждём рывка в следующий скачок развития.
Что думаете на счёт этой консультации?
Всем разговорчивых детей, и давайте дружить — подписывайтесь, ставьте лайк 👍