Найти тему
Открытым текстом

«Вам не нужен логопед…» Вторая консультация по речи сына

Оглавление

В продолжение темы отставания речи Сёмы (2,6) спешу поделиться с вами рекомендациями другого логопеда, которая приходила к нам на дом. Её мне посоветовали как «логопеда от Бога» в мамском чате нашего района.

Я позвонила ей, кратко описала нашу историю с речью, а она уже с этих слов вынесла промежуточный вердикт: «Катастрофы нет. Я вам скажу, что надо делать. Логопед пока не нужен. Пишите после праздников. Встретимся, я вам всё по полочкам разложу».

Как я уже говорила в предыдущей статье на эту тему, для самостоятельных занятий с сыном у меня крайне мало ресурса. Но я воодушевилась её уверенным располагающим голосом, ещё раз обрадовалась, что сильных проблем не предвидится и решила подождать, что же она скажет на консультации.

Помимо рекомендаций «по умолчанию», таких как активное развитие мелкой и крупной моторики (это уже каждому первому родителю известно), Лариса сделала акцент на:

Сенсорном развитии

Трогать разные ткани (шёлк, мех, джинса, бархат, шерсть и т.д.), ходить босиком по траве/песку/камням/земле/крупам. Пальчиковые краски, детская мусс-пенка, слаймы и т.д. Все эти разные ощущения создают в мозге много новых нейронных связей.

Ортоковрики, конечно, хорошо, говорит, но только зимой, когда нет возможности ходить босиком на улице (в парке, в песочнице).

А потом я сама додумала эту мысль…

Ведь все эти пародии на камни, шишки, палки, траву вообще далеки от настоящих форм, фактур и, соответственно, ощущений… Сравните хотя бы шишки на ортоковрике и реальные шишки в ближайшем пусть даже городском парке. Кроме того, их можно собрать в корзинку, покрутить в руках, покидать, понюхать, облизнуть на худой конец :) А ортоковрики все резиновые… Неживые, искусственные.

И для меня эти мысли вновь стали подтверждением того, что раньше у детей не было столько проблем со здоровьем, речью, развитием. Мы смеёмся над нашими бабушками и дедушками, мол, ничего они не смыслят в современных методиках развития, старомодные. Бежим за каждым новомодным сортером Монтессори. А ведь раньше и правда дети прекрасно развивались без всяких хитроумных игрушек и развивашек. Самый лучший бизиборд — ящик с папиными инструментами или мамиными поварёшками. И бегали все чаще босиком в деревнях.

Я пытаюсь сказать, что в прошлом дети развивались более естественным способом, были ближе к природе, к реальным сенсорным ощущениям. А поэтому, как мне кажется, проблем с развитием было меньше...

Сейчас окружающий мир становится цифровым, искусственным. И всему виной... о да, гаджеты. Хотя с самого рождения Сёма смотрел мультики всего 3 раза в парикмахерской, иначе стричься не даётся. Прямой зависимости, конечно, нет. Но экранное время влияет не только на развитие речи ребёнка... Ладно, это отдельная тема.

Кто-то водит ребёнка на развивашки, а мой собирает крыжовник
Открытым текстом3 августа 2022

Синхронизация работы обоих полушарий мозга

Чтобы тренировать взаимодействие полушарий, нужно выполнять упражнения, в которых работают одновременно обе руки. Как вариант: черпать двумя ложками из большой миски крупу и высыпать её в контейнеры по бокам. (Как на фото.)

Пока Сёме это сложно. Он пытается зачерпнуть одновременно, понимает, что не может, происходит прям микрозатык, и он продолжает уже по очереди. Тем не менее пробуем каждый день.

Предметный словарь

Понадобится коробка с игрушками, которые связываем с крупно написанными буквами. Л — лисичка, О — обезьянка, Ю — юла и т.д. Ассоциации игрушек с буквами учит так называемому глобальному чтению. Ребёнок видит игрушку (лису) и сопоставляет её с буквой «Л».

Вообще я заметила, что Сёма очень интересуется буквами. Понятно, что сейчас он не научится читать, но знать их не помешает, раз уж они ему так нравятся. Я попробовала написать буквы сама на листочках А3, но они очень быстро помялись и порвались. Неожиданно... И я решила купить ламинированные карточки. На них уже есть картинки под каждую букву, но я подумала, что будет ещё эффективнее дополнить их реальными предметами. Так, для карточки «А» я положила в коробку настоящий апельсин, для «Н» ножницы и т.д. Ничего хитроумного: просто называем звук (именно звук, не букву) и потом слово. Таким образом нужно заниматься по 10 минут в день и каждые 10 дней менять буквы (по 8-10 разных букв и предметов). В идеале, конечно, использовать любимые игрушки ребёнка, а не обычные предметы.

Занятия по пособиям Новиковой-Иванцовой Т.Н. «От слова к фразе»

В этих пособиях 3 части: 1 — звукоподражания; 2 — глаголы; 3 — фраза.

Все части есть в свободном доступе в интернете, остаётся только распечатать и заниматься.

Ещё мини-рекомендации:

1. Можно и нужно вводить в речь даже один появившийся слог. По принципу: мышаТА, котяТА (ребёнок заканчивает слова). Та же схема в чистоговорках: «МА-МА-МА, пришла снежная зиМА» и т.д. У нас есть карточки с чистоговорками, Сёма их очень любит, повторяет почти все слоги. А я, бывает, и сама выдумываю такие стишки прям под сына, например: «КУ-КУ-КУ, Сёма любит есть картошКУ».

2. Важно подкреплять любую речевую активность ребёнка, хвалить за любые попытки. Категорически избегать оценок и любых требований. Слова-табу: «Неправильно!», «Повтори ещё раз!», «Скажи вот так...», «Следи за собой!» Чрезмерное давление лишь усугубляет страхи ребёнка.

Подытожим

По словам Ларисы, веского повода для систематических занятий с логопедом нет. Более того, в любом развитии мать лучше чувствует своего ребёнка, у них более прочная связь и понимание друг друга.

В течение дня можно подгадать более подходящее время для занятий по самочувствию, настроению. С логопедом же мы привязаны к определённому времени, когда ребёнок может быть просто не готов к работе.

Хотя я всё же считаю, что с мамой малыш может быть более расслабленным, где-то не послушаться, где-то отвлечься и т.д. При этом, конечно, не нужно доводить ситуацию до абсурда, ведь, в первую очередь, это всё же игра, а не логопедический урок. Поэтому важно не настаивать и не дать ребёнку почувствовать, что он тут ученик.

Признаюсь, мы не каждый день занимаемся по всем рекомендациям, которые получаем от логопедов, просто потому что банально нет времени и сил. Напомню, у меня же ещё один 9-месячный карапуз 😄 Но мы стараемся! И очень ждём рывка в следующий скачок развития.

Что думаете на счёт этой консультации?

Всем разговорчивых детей, и давайте дружить — подписывайтесь, ставьте лайк 👍