На прошлой неделе меня в саду отчитала воспитательница сына... За то, что не помогла ребенку нарисовать картину... Неприятно, конечно, особенно с учетом моего комплекса отличницы... Который день хожу в недоумении и возмущении... И мысли мои таковы...
Когда подруга рассказывает, что делает с сыном уроки, я говорю ей, что он никогда не научится самостоятельности и ответственности. И я честно верю, что человек (любых лет в соответствии со своим возрастом) должен получать оценку своих трудов, а не оценку трудов мам, пап, бабушек или старших сестер. Потому что иначе он сам не научится делать, отвечать за сделанное и совершенствоваться (при условии, что ему это важно и нужно).
На прошлой неделе в садике дали задание нарисовать достопримечательность нашего города, и даже обозначили, какую именно. Мой ребенок нарисовал вот это:
Кто тут из Рязани? Узнаваемо?
Для неместных вот фотография:
Я не знаю, какие изобразительные навыки у детей в 4 года. Никогда не интересовалась. Но есть подозрение, что у всех они развиты индивидуально.
Мой сын СОВСЕМ не рисует! И не умеет и не хочет раскрашивать. И я не заставляю его, потому что сама когда-то не особо заморачивалась на трудах или физкультуре: и не мое это было, и не считала я это чем-то важным. Я знаю достоинства сына на фоне его одногодок, и то, что ему не интересна живопись, меня совершенно не пугает и не напрягает - все люди разные!
Признаться, когда я увидела его рисунок колокольни, я была невероятно удивлена, приятно удивлена! Я и не подозревала, что нерисующий ребенок может с первого раза так хорошо что-то изобразить! Не исключено, конечно, что во мне говорят чувства матери, склонной идеализировать свое чадо, но я объективно ожидала худшей подачи!
Воспитательница, увидев рисунок, скривила лицо:
- Это что такое?!
- Кремль... - ожидавшая восхищения, а не пренебрежительности, растерялась я.
- А что же Вы не помогли ему? - начала воспитывать меня педагог.
- В смысле? Это же его задание! Его и проблема...
- Нет, - покачала она головой, - это не его проблема, а проблема семьи! - и ушла, не прощаясь, в группу.
А я осталась в раздевалке как облитая грязью... Я, значит, учу ребенка самостоятельности и ответственности за свои поступки и решения, а выясняется, что я плохая мать! Естественно, меня это задело. Тем более что перед тем, как он нарисовал колокольню, я набросала свой рисунок (ибо большого фото у меня не было), с которого он и срисовывал.
То есть, с моей точки зрения, я участвовала в процессе, просто не делала его задание за него, как это теперь принято...
А то висят ювелирные кормушки, сбитые из мелких дощечек, и надписью "Миша П., 9 группа", а Мише из этой группы три года. Или снегирь стоит из перьев и ваты, идеально раскрашенный, а к нему бумажка прицеплена: "Аня В., 12 группа" (Ане этой четыре, и, судя по ее творческим талантам в лепке, она мало отличается в виртуозности от моего ребенка).
Вот как дети рисуют на занятиях в группе:
А вот так они почему-то должны выполнять домашние работы:
Понятно, откуда у детей берется комплекс неполноценности: когда ты ребенку не помогаешь, у него получается что-то уровня его возраста, и если все дети сделают аналогично, то можно уже сравнивать, а когда один рисовал сам, а другим "помогали", тут и говорить нечего, у кого получилось лучше, только сравнивать эти рисунки уже нельзя! Вот и вопрос: у нас нынче оценивают способности ребенка или коллективное творчество, в котором ребенок участия мог и не принимать?
А как у вас? Выполняете за ребенка его задания? Как к этому относитесь?