Так называется сборник, вышедший на днях в издательстве «Наше завтра». Русская Мечта — какая она? Что ждёт Россию и мир в ближайшие годы? Формирование идеологии и образов будущего крайне необходимо сейчас. Важно, чтобы эти образы будущего были разнообразными, чтобы они обсуждались, служили точками сборки общественного консенсуса.
В сборнике — статьи одиннадцати известных авторов и одного малоизвестного, который написал о цивилизационной идеологии по материалам данного блога. Ниже эта статья приводится в авторской версии, то есть без купюр. Купюры выделены курсивом, что весьма любопытно для анализа, и станет предметом отдельного комментария.
1 О крахе коммунистической идеологии в СССР
Последнее поколение советских людей, родившихся в СССР на рубеже 60-х и 70-х, готовилось стать строителями коммунизма — общества, пронизанного идеями социальной справедливости, научно-технического прогресса, любви к Родине, коллективизма, взаимовыручки, дружбы народов и мира во всём мире. Эти идеалы, этот образ лучшего будущего, многие из нас сохранили и пронесли через всю жизнь. Мы не стали коммунистами, но и не видим причин отказываться от этих идеалов.
За 74 года советской власти малограмотная аграрная неэлектрофицированная страна, зависимая от иностранного капитала, проделала огромный путь до развитой индустриальной суверенной державы с рекордными в ХХ веке темпами роста экономики, передовой наукой и производством, качественным и общедоступным образованием и здравоохранением, гарантированным трудоустройством и уровнем жизни, дешёвым жильём с центральным снабжением электричеством, теплом, водой, газом. Такого социального пакета до сих пор нет в большинстве стран мира. Возможно, не было бы нигде, если бы не позитивный пример СССР.
О слабых сторонах советского социализма тоже нельзя забывать, особенно когда подошло время для ностальгической идеализации прошлого. Экономика, в угоду идеологическим догмам лишённая рыночных механизмов саморегулирования и мотивации людей, оказалась неконкурентоспособной. Попытка воспитания новой личности свелась к гиперидеологизации общества и подавлению личных свобод. К концу 80-х годов наступило всеобщее разочарование в коммунистических идеях. Элита деградировала, променяв нелёгкую работу по обновлению системы на извлечение личных выгод. Вместо пересмотра идеологии и реформирования экономики великий социальный эксперимент ХХ века был форсированно свёрнут. Разумеется, не без участия геополитических противников, объявивших себя победителями в «холодной войне». Которая лишь называлась войной, а на деле была взаимно истощающим мирным сосуществованием. Народ-победитель, ценой огромных потерь спасший мир от нацистского безумия, теперь почти бескровно сбросил свой собственный режим, окончательно отказавшись от экспорта пролетарской революции. Мы ожидали всемирного признания и поощрения, но вместо этого страну ограбили и обложили контрибуциями в виде урановой сделки, рекомендаций МВФ, кредитов, офшоров и прочих инструментов неоколониализма.
В начале 90-х обществу и элитам не хватило ума и патриотизма разобраться в ситуации и отличить важное и ценное от второстепенного и наносного. Достаточно было отбросить идеологические предрассудки, стимулировать предпринимательство, реформировать систему управления, активизировать развитие регионов. Не было никакого смысла разрушать экономические и социальные связи, складывавшиеся десятилетиями, а то и столетиями. Чтобы уничтожить КПСС, незачем было уничтожать страну.
После трёх десятилетий постсоветского капитализма идеологический вакуум ощущается как острая нехватка смыслов, разделяемых всеми слоями общества независимо от классовых, национальных, культурных и прочих различий. Личное благополучие и социальный успех оказались недостаточными мотиваторами для объединения общества вокруг глобальных целей развития.
Нашей стране не нужна война, не нужен страх соседей перед возрождением и экспансией русского империализма, как не нужна и сама эта экспансия. Многонациональной и многоконфессиональной стране не нужна реанимация религиозных основ государственности. Всё это идеологические тупики, ведущие к социальной напряжённости, распрям и войнам, временное и опасное замещение идеологического вакуума в поисках утраченных смыслов.
С конца 80-х годов русскому народу навязывался общенациональный комплекс неполноценности и чувство вины за все недостатки советского строя. Это была пропаганда депрессивного сознания, нацеленная на сдерживание нашего развития. Попав на благодатную почву неистребимого западничества, она приобрела форму общенационального самобичевания. На фоне системной перестройки экономического уклада и всех ветвей власти происходил идеологический коллапс, рушились фундаментальные основы цивилизованного общества. Наука была объявлена ненужной, культура — второстепенной, подвиги — фальшивыми, достижения — не имеющими особой ценности. Запрет на идеологию был применён к нашей стране точно так же, как полувеком ранее его применили к странам Оси, потерпевшим поражение во Второй мировой войне. В массовом сознании самому термину «идеология» придали отрицательную коннотацию, связав его с формами тоталитаризма. Это, конечно, лукавство, ведь насаждаемый ныне неолиберализм также является массовой идеологией, лицемерно декларируя отсутствие таковой.
Пора освободиться от этого наваждения, преодолеть болезненное национальное самосознание. Правильно начать с себя, вспомнить о позитивном мышлении, перестать ругать свой народ, Родину и власть, и заняться наконец стоящим делом. Но этого мало. Ответы на вопросы, каким именно делом заняться, в чём смысл этого дела и самой человеческой жизни, даёт как раз идеология. Однако в Российской Федерации государственной идеологии нет; она до сих пор находится под конституционным запретом.
Массовая идеология — это согласованная картина мира, система ценностей, взглядов и идей, разделяемая значительной частью общества, необходимая для совместной созидательной деятельности, выработки общественного консенсуса, достижения стабильности и конкурентоспособности общества.
Отказ от идеологии ведёт общество к рассинхронизации целей и ценностей, разобщённости и хаосу. Если нет созидательной идеологии, то единственной идеей остаётся личное обогащение, легко перерастающее в преступные формы, провоцирующее элиты на коррупцию и репрессии. Идеология есть всегда, но она слаба и ослабляет общество и государство, если не формулируется в явном виде. Идеология необходима любой стране для самосохранения и развития.
Как никогда ранее мы нуждаемся не в сиюминутном решении текущих проблем, подогнанном под интересы определённых социальных групп или сложившуюся расстановку политических сил. Нам необходимо универсальное решение, которое поможет определить смыслы и приоритеты надолго, укажет выход из грядущих социально-политических катаклизмов. Это решение должно быть привлекательным для всех людей, как внутри страны, так и за её пределами.
Нам нужна наднациональная цивилизационная идеология, которая будет опираться на понятные и несомненные постулаты, здравый смысл и научные знания; которая определит то главное, в чём человечество едино, и оставит свободу выбора там, где допустимо разнообразие. Нам нужен заряженный позитивом целостный комплекс идей, который не стыдно предложить миру.
2 Манифест цивилизационной идеологии
2.1 Философия добра и зла
Одна общая цель объединяет всех людей, независимо от классовых, расовых, национальных, религиозных, культурных и прочих различий: все вместе мы строим человеческую цивилизацию.
Самой большой ценностью для человечества является естественная среда обитания, к которой мы приспосабливались сотни миллионов лет. Возникновение и развитие жизни требует уникального совпадения многих условий на протяжении очень долгого времени. Возможно, наша планета единственная такая в радиусе сотен парсеков. Редчайшая драгоценность во Вселенной. Человеческий вид стал единственным на Земле, способным не только вести разумную деятельность, но и уничтожить либо защитить всё живое на планете. Тем самым мы возложили на себя ответственность за биосферу Земли, за уникальный результат миллиардов лет эволюции.
Ценность чего бы то ни было определяется количеством времени и иных ресурсов, необходимых для его воссоздания. Поэтому второй по значимости цивилизационной ценностью является образование, наука и культура — совокупность достижений человеческого разума, созданная усилиями миллионов людей и сотен поколений. Третьей по значимости ценностью является жизнь отдельного человека, четвёртой — материальные блага, создаваемые человеком на протяжении его жизни. Такова естественная иерархия цивилизационных ценностей.
Целью существования человеческой цивилизации является обеспечение выживания нас как биологического вида, сохранение биосферы Земли и защита её от всевозможных катаклизмов, создание безопасной и комфортной среды обитания для всех людей.
Средствами достижения этой цели являются: постоянное расширение научных знаний о мире и научно-технический прогресс, творческая созидательная деятельность людей, автоматизация и повышение производительности труда, мирное сосуществование и отказ от военных конфликтов, обеспечение прав человека, равных возможностей, социальной справедливости и достойного уровня жизни для всех людей, создание культурных и материальных ценностей, вызывающих всеобщее восхищение и гордость за цивилизацию.
Человек цивилизованный — это самоидентификация человека разумного как представителя биологического вида, осознающего цели и ценности цивилизации. Человек цивилизованный испытывает потребность встраиваться в процессы познания и созидания, приносить пользу окружающим людям и будущим поколениям, делать посильный вклад в развитие цивилизации путём творческой самореализации.
Цивилизационная система ценностей в целом согласуется с традиционными представлениями о добре и зле. Добро — это всё, что прямо или косвенно способствует достижению целей цивилизации. Любовь, познание, созидание суть проявления добра, естественные устремления человека цивилизованного. Зло — это всё, что прямо или косвенно препятствует цивилизации. Ненависть, невежество, подлость суть проявления зла, звериной природы человека.
2.2 Биология добра и зла
Разделяет людей не раса, не национальность, не вероисповедание, не язык, не культура, не образование. Все эти препятствия преодолеваются эмпатией и совместным трудом. Реально людей разъединяет биологическая потребность доминирования, порой переходящая в девиантное, безудержное стремление к власти, богатству, престижу, славе. Именно такие индивиды оказываются более мотивированными и конкурентными в борьбе за карьерные лифты. Проникая в элиту общества, они участвуют в принятии решений, влияющих на судьбы миллионов.
Потребность доминирования является естественным следствием эволюционного развития человека разумного как социального вида. В древние времена она позволяла небольшим гоминидным сообществам выстраивать социальные отношения, наиболее эффективные для совместного выживания. Мозг наших предков развивался в значительной степени благодаря необходимости решать сложные задачи социальной коммуникации. Десятки миллионов лет эволюции, миллионы поколений приматов — достаточный срок, чтобы паттерны поведения закрепились в строении центральной нервной системы. В сравнении с этим пара тысячелетий цивилизационного развития — срок совершенно ничтожный. Понимая рудиментарную животную природу доминантности, человек цивилизованный способен брать эту потребность под контроль, усилием разума и воли перенаправлять на достижение успеха в коллективной созидательной деятельности.
Биологическая сингулярность наступила в тот момент, когда скорость научно-технического прогресса превысила естественную скорость адаптивного эволюционного развития нашего мозга. Мы создали технологии, необходимые нам для развития, но настолько мощные, что они способны наносить вред, менять окружающую нас социальную и природную среду. Тем временем наша психика остаётся на уровне хищного социального животного, выживающего в стае или племени. Мы чаще озабочены собственными корыстными интересами, отношениями доминантности и тем, какие риски и возможности несут окружающие лично для нас. Потребность доминирования является первопричиной зависти, ненависти, жадности, приводит к конфликтам и вражде, толкает людей на обман, подлость, агрессию. Поражая элиты, она принимает системный характер, приводит к столкновениям народов, препятствует мирному цивилизационному развитию.
2.3 Психология добра и зла
Мы построили для себя мир, настоятельно требующий от нас цивилизационного мышления, более глубоких знаний, большей эмпатии, ответственности, дисциплины. Скорость развития цивилизации обязывает нас работать над собой, выгоняя из себя зверя сознательно и намного быстрее, чем это может сделать биологическая эволюция.
Задача трансформации человека разумного в человека цивилизованного стоит уже перед нынешним поколением. Перед каждым из нас. Инвентаризация собственной психики сулит нам множество неожиданных прозрений о наших эмоциях, желаниях, удовольствиях, защитных реакциях и стереотипах поведения. Черты личности формируются в структурах мозга, доставшихся нам в наследство от миллионов поколений гоминид, выживавших в суровых условиях, не имеющих ничего общего с современными.
Традиции самопознания, выработанные человечеством, дают нам разные принципы антагонистического разделения нашей психики на праведное и греховное, божественное и дьявольское, духовное и плотское, доброе и злое, сознательное и подсознательное. Несмотря на идеологические различия, во всех них усматривается противопоставление человеческого и животного. Тысячелетняя мудрость многими путями привела к единому выводу, что за человеческим обличием скрывается зверь. А иначе и быть не может — такова наша эволюция, наш антропогенез. Архаичные особенности психики, выходя на уровень межличностного общения и социального взаимодействия, порождают конфликты, мешают сообща строить цивилизацию.
Традиции покаяния и исповедания грехов в современной естественнонаучной трактовке — ни что иное как психотехники признания собственной звериной природы, проявляющейся в помыслах и поступках — в агрессии, алчности, гордыне, зависти, лености, похоти, ненасытности. Те самые семь смертных грехов. За признанием следует намерение обуздать и приручить своего внутреннего зверя усилиями разума и воли. С божьей помощью или без — вопрос веры и личный выбор каждого. Не обязательно быть религиозным, чтобы понимать природу зла и практиковать эти психотехники.
Цивилизационное мышление основано на естественнонаучных знаниях и цивилизационной системе ценностей. Оно представляет собой форму самопознания и самоконтроля. Человек цивилизованный постоянно задаёт себе вопросы. Как мои слова, решения или действия повлияют на других людей? Хотел бы я, чтобы так же поступали и со мной? — золотое правило многих морально-этических систем. Цивилизационная идеология требует от человека ещё большей ответственности. Почему я ставлю именно такие цели? Не является ли моей реальной мотивацией потребность доминирования? Самоутверждение за счёт других? Животная агрессия? Защита от мнимой агрессии? Жадность? Если все люди станут поступать так же, каким будет общество? Если это войдёт в норму, то что будет через несколько поколений? Какую цивилизацию мы тогда получим? Цивилизационное мышление предпринимателя — это вопросы о социальной ответственности его бизнеса. Не будет ли проект нести риски для определённой части общества, усиливать дискриминацию, несправедливость, социальное неравенство? Если моими клиентами станут миллионы, то как мой сервис повлияет на общество? Будет ли результат позитивным, созидательным с точки зрения цивилизационных ценностей?
Воспитание нового человека оказалось одним из тех барьеров, о которые споткнулся советский коммунизм. Последовавшая затем попытка убрать идеологический прессинг и дать полную свободу индивидуализму привела к другой крайности — утрате общих смыслов и коллективного видения будущего. Цивилизационная идеология возвращает задачу воспитания нового человека. Извлечение уроков из ошибок прошлого ведёт к формированию нового баланса между индивидуальным и коллективным. Невозможно прививать людям цивилизационное мышление путём подавления их личных свобод. В то же время свобода человека не означает автоматически свободу его внутреннего зверя. Воспитание нового человека невозможно без естественнонаучного образования и позитивной пропаганды цивилизационного мышления.
Образование — не услуга, а высшая цивилизационная ценность, способ передачи накопленных знаний и целостной картины мира из поколения в поколение. Мировоззрение и система ценностей зависят от того, какую мудрость человек впитывал с детства, какие сказки слушал, какие фильмы смотрел, какие книги читал. Воспитание человека цивилизованного опирается на знания естественных наук — биологии, психологии, социологии, экономики, является их продолжением и прикладным наполнением.
Пропаганда — исходно нейтральный термин, это распространение взглядов и идей с целью их внедрения в общественное сознание. В советское время государство вело позитивную пропаганду общечеловеческих ценностей — научных знаний, культуры, искусства, коллективизма, семьи, здорового образа жизни, дружбы народов, мира во всём мире и т.д. Позитивная пропаганда осуществляется в интересах тех, кому адресована, а не ограниченного круга выгодоприобретателей.
Пропаганда всесильна в наш информационный век. Она способна транслировать в общество как деструктивные, так и созидательные установки. Да, люди охотнее распространяют ложь и негатив, чем правду и позитив. Но это означает лишь то, что позитивная пропаганда должна быть в разы настойчивее и черпать силу в правде. Не подменять идеологию демагогией. Не замалчивать о проблемах. Современный потребитель пропаганды устал от лжи, освоил критическое мышление, не верит ни словам, ни картинкам. Истосковался по правде и позитивным новостям — они в дефиците, и спрос на них стремительно растёт.
2.4 Социология добра и зла
Элита общества состоит из людей, играющих, в зависимости от ситуации, роли двух типов, назовём их альфой и омегой.
Альфа-роль характеризуется эгоистичным стремлением к доминированию, преобладанием личных интересов над иерархией цивилизационных ценностей, жаждой личной власти.
Омега-роль характеризуется преобладанием общественных интересов над личными, принятием иерархии цивилизационных ценностей, использованием ресурса власти во благо цивилизации.
При преобладании альфа-ролей элита коррумпируется, теряет эффективность управления, может толкать народы к войне или иными способами тормозить цивилизационное развитие. Элита всегда раздираема силами омега-добра и альфа-зла. От их количественного соотношения зависит, будет ли элита вести общество к процветанию, стагнации или деградации. Крайности альфы и омеги могут смешиваться и проявляться попеременно в различных ситуациях, как у отдельных личностей, так и у элиты в целом.
Война является величайшим злом, поскольку ведёт к гибели людей, разрушает достижения цивилизации, тормозит созидательную деятельность, угнетает биосферу. Народы никогда не заинтересованы в войне. Это альфа-элиты, движимые потребностью доминирования, жаждой ещё большей власти и богатства, толкают свои (а если удастся, то чужие) народы на взаимное уничтожение ради соперничества за ресурсы, используя пропаганду войны и агрессивного патриотизма, внушая образы врага и обещая лёгкие победы.
Холодная или гибридная война также осуждается цивилизационной идеологией, как и любые умышленные действия, нацеленные на ослабление другой страны или народа. Сдерживание развития противоречит цивилизационным целям и ценностям. Национальные интересы никакой страны не могут простираться на территории других стран, входя в противоречие с их национальными интересами и стратегиями развития.
Революция, как разновидность войны, является тем же злом. Какими бы благородными не были её лозунги, всегда найдутся те, кто воспользуется хаосом для грабежа и разбоя. Какими бы благородными не выглядели намерения вождей, революции чаще приводят к ухудшению качества элит.
Цивилизационная революция происходит в умах. Её цели — постепенное и исключительно мирное изменение системы ценностей и культурного кода, индоктринация элит цивилизационной идеологией, запуск механизмов общественного консенсуса, солидаризация общества и элит в едином видении будущего и планов развития. Цивилизационная идеология вводит понятийный аппарат, необходимый для ведения открытого общественного диалога о ценностях, проблемах и препятствиях на пути цивилизационного развития, начиная с природы человеческих пороков и заканчивая покаянием элит и реформированием общественно-политических институтов.
Общественный консенсус — это выработанная с участием всех членов общества система сдержек и противовесов, законов, негласных правил, установок совести, представлениях об идеалах, способствующих наиболее эффективному развитию. Консенсус становится естественным состоянием общества, когда в нём господствует цивилизационная идеология. Установление консенсуса — это непрерывный честный диалог. В отличие от так называемого «общественного договора», который формируется недомолвками, взаимным лицемерием и неявными «сигналами», которые доминантные альфа-элиты адресуют обществу, преследуя свои корыстные цели.
Идеалы вполне могут быть недостижимыми. Идеал — это не конечная цель, не утопия и не демагогия, а пунктир, намечающий направление развития. Идеалы могут противоречить друг другу, как, например, идеалы меритократии и равных возможностей, идеалы социального равенства и свободы предпринимательства, идеалы воспитания нового человека и гарантий прав личности. Во всех таких случаях необходим поиск общественного консенсуса.
2.5 Политэкономия добра и зла
Цивилизационная идеология формирует ценностные установки, но не решает никаких профессиональных задач в экономической или политической сфере, не диктует выбор форм собственности, моделей хозяйствования и управления, политической системы.
Капитализм признан в настоящее время наиболее эффективной формой хозяйствования. Однако при капитализме общество оказывается в уязвимом положении перед альфа-элитами, выработавшими массу механизмов для легитимизации экономического доминирования и социального насилия.
Цивилизованный капитализм признаёт, что законы свободного рынка товаров, денег, услуг, труда, рекламы и информации могут приводить к эффектам, противоречащим цивилизационным ценностям и препятствующим развитию отдельных отраслей, стран и цивилизации в целом. Избыточное потребление способствует развитию экономики, но угнетает экологию и ведёт к нравственной деградации, потворствуя животным потребностям людей. Переход от «дикого» хищнического капитализма к цивилизованному связан с изменением мышления как предпринимателей, так и потребителей.
Цивилизованный предприниматель строит свой бизнес, чтобы производить общественно полезный продукт и создавать рабочие места, а прибыль направляет на инновации и созидательное развитие. Его ведёт мечта сделать мир лучше. Для него прибыль не является целью бизнеса, а личное обогащение или демонстративное потребление не является мотивацией деятельности.
Социальное и экономическое неравенство может быть недостаточным, избыточным или умеренным. В первом случае социальные лифты доступны, но не эффективны, тормозятся стимулы к профессиональному и личностному росту, как при позднем советском социализме. Во втором случае социальные лифты менее доступны для низших слоёв общества — это форма эксплуатации людей в интересах доминирующих альфа-элит, как при олигархическом капитализме. Как недостаточное, так и избыточное неравенство сдерживает развитие общества и противоречит цивилизационным целям и ценностям.
Цивилизованное умеренное неравенство. Люди не одинаковы по своим физическим, умственным, коммуникативным и прочим способностям, как врождённым, так и приобретаемым. Это неоспоримый биологический факт. Цивилизованное общество обязано предоставлять равные возможности всем, однако реализация этих возможностей зависит от самого человека. Люди не одинаковы по своей способности вносить вклад в развитие цивилизации. Вознаграждение должно быть пропорционально этому вкладу, чтобы служить позитивной мотивацией к труду. Однако оно не должно быть чрезмерным, чтобы не потворствовать девиациям доминантности. Универсального баланса не существует. Баланс вырабатывается в рамках общественного консенсуса, зависит от культурного кода и может меняться со временем.
2.6 Символ веры человека цивилизованного
Цивилизационная идеология отвечает интересам всех людей на Земле, независимо от национальных, социальных, культурных, религиозных и прочих различий. Она образует естественнонаучное смысловое ядро,которое может целиком встраиваться в другие идеологии и программы экономического и социально-политического развития. Она отрицает насилие, классовую, национальную и иную вражду, поддерживая принципы гуманности и Всеобщую декларацию прав человека. Она не призывает к смене власти, политической системы или экономического уклада, но стремится к изменениям системы ценностей и приоритетов людей, ведущих к постепенной гармонизации социальной жизни, экономики и политики.
Любая идеология основана на вере, непреложных истинах, приняв которые, человек выводит из них все остальные принципы своего бытия. Во что же верить человеку цивилизованному?
Верить в человеческую цивилизацию, в наше общее стремление к прогрессу, миру и справедливости ради самосохранения человека разумного как биологического вида.
Верить в человеческий разум, волю и жажду познания, которые и отличают нас от животных, благодаря которым мы стали единственными видом на Земле, строящим цивилизацию.
Верить, что силой разума и воли мы способны укротить своего архаичного «внутреннего зверя», его потребность доминирования, его животные черты — агрессию, жадность, леность, зависть, гордыню, похоть, эгоизм.
Верить, что если мы этого не сделаем, то освоение всё более мощных технологий приведёт в конечном итоге к глобальной катастрофе и самоуничтожению человеческой цивилизации.
Верить, что перед лицом этой экзистенциальной опасности мы вынуждены изменять себя, нашу экономику и политику, принципы социального устройства и формирования властных элит.
Верить в светлые картины будущего, так как, рисуя в своём воображении апокалипсисы, мы отказываемся работать над собой и смиряемся с худшими сценариями будущего.
3 Глобальные угрозы настоящего
Цивилизационная идеология, как инструмент мышления и мировоззренческий конструкт, помогает видеть и оценивать глобальные угрозы. Всякий раз убеждаясь, что глубинной причиной угрозы является всё то же зло, сидящее в нас самих — первобытная потребность доминирования. Необузданное зло, прорываясь с психического уровня на социальный, извращает многие благие начинания в технологиях, экономике и политике.
Технологическое неравенство. Научно-технический прогресс стал настолько быстрым, что мы не успеваем к нему приспособиться. Вся наша жизнь пронизана технологиями — промышленными, финансовыми, логистическими, цифровыми, биомедицинскими, социальными. Их сложность естественным образом приводит к технологическому неравенству на всех уровнях — между странами, между компаниями, между отдельными людьми.
Умный и хитрый всегда найдёт способ объегорить простачка безнаказанно обмануть менее компетентного. Так было всегда, однако теперь явление имеет новый масштаб и новое качество. Обман стал технологичным. Чем больше технологий, которыми владеет меньшинство и не владеют все остальные, тем больше возможностей для обмана. Который легко не заметить, когда не хватает знаний. Люди не замечают, как становятся жертвами мошенничества. Компании не замечают несправедливости ценообразования. Страны не замечают, как «проекты развития» затягивают их в неоколониальную зависимость. Чем сильнее и многообразнее технологическое неравенство, тем более несправедлив, неустойчив и небезопасен наш мир для всех и каждого.
Устранение технологического неравенства — важнейшая цивилизационная задача на пути к самосохранению и безопасному миру. Солидаризация и развитие отстающего — вместо его обмана или сдерживания как потенциального конкурента. Сотрудничество — вместо санкций и войн. Совместное решение глобальных проблем — вместо обогащения одних за счёт обнищания других. Равномерное развитие всех территорий, где проживают люди — вместо борьбы государств за лидерство и гегемонию.
Глобальное потепление является на данный момент наиболее весомой техногенной угрозой для человечества и биосферы Земли. Именно эта угроза требует от государственных и промышленных элит немедленного включения цивилизационного мышления в ущерб лоббистским интересам, мелкой возне по переделу сфер влияния и прочим сиюминутным выгодам.
Пандемии — это разовые события в истории человечества, которые не должны, да и не могут, влиять на долгосрочные цели развития. Опыт противоэпидемиологических мероприятий — это их главный итог. Нынешняя пандемия преподала много неожиданных уроков. На примере ряда стран Востока она показала, насколько важны в чрезвычайных обстоятельствах общественный консенсус и коллективная дисциплина. На примере «стран развитого индивидуализма» стало видно, что без жёсткого принуждения люди пока не способны, даже временно, поступиться толикой личных свобод (прихотями внутреннего зверя) ради безопасности всех. Мы продемонстрировали свою нецивилизованность, распространяя фейки и лженаучные теории о болезни, её происхождении и лечении. Пандемия высветила тех, кому выгодно использовать её как повод для переформатирования мирового порядка в собственных корыстных интересах.
Перенаселение и нехватка ресурсов. Население Земли напугано теорией «золотого миллиарда». Угроза перенаселения существует, но общество не доверяет альфа-элитам, подозревая их в готовности уничтожить большую часть человечества ради власти и привилегий. Озвученные оценки оптимальной численности населения отличаются в 100 раз, от 500 миллионов до 50 миллиардов, и невозможно сказать, какие из них верны.
Ядерная война остаётся главной угрозой человечеству и всему живому на Земле. Участившиеся попытки опровержения расчётов «ядерной зимы» говорят о том, что определённой части альфа-элит выгодна пропаганда войны, и, видимо, они нашли для себя способ пересидеть эту зиму. Даже если расчёты были избыточно пессимистичны, в человеческой истории нет событий, сопоставимых по масштабам трагедии с обменом ядерными ударами между США и Россией.
Перманентный передел мира и неоколониализм. Совершенствование технологий и экономики сопутствует цивилизационному развитию. Однако мировые альфа-элиты эксплуатируют этот прогресс для достижения геополитического превосходства, экспансии и агрессии. Прогресс и благополучие развитых стран основан на технологичном обмане и выкачивании дешёвых ресурсов из зависимых стран. История человечества — это непрерывная череда военных конфликтов в борьбе за ресурсы. Завоёвывать легче, чем развиваться. Однако за этим скрывается не острая необходимость, а имеющая животную природу доминантность элит. Ресурсов хватит на всех, если их справедливо распределять, не растрачивая на избыточное потребление, сдерживание конкурентов и военные расходы. Цивилизованные способы решения ресурсных проблем существуют и существовали всегда — торговля, дипломатия, интернационализм, совместная созидательная деятельность.
Глобализация является естественным следствием научно-технического прогресса, развития транспорта и связи, свободы перемещения людей, капитала и информации. Все эти процессы вписываются в систему цивилизационных ценностей и имеют огромный потенциал для выравнивания уровней благосостояния стран, регионов, социальных групп, отдельных людей. Однако после окончания холодной войны тенденции стали противоположными — практически повсеместно усиливается социально-экономическое неравенство, сокращается средний класс. Антицивилизационные тенденции стали следствием не самого прогресса, а коммерческих и геополитических интересов альфа-элит в однополярном мире. Идеология неолиберализма даёт слишком много свободы коллективному внутреннему зверю. Компромисс между индивидуальным и общественным, частным и государственным, снова выбран не оптимально и требует очередной корректировки.
Культурное единообразие.Разнообразие культур необходимо для эволюции человеческой цивилизации точно так же, как биоразнообразие необходимо для эволюции биологической. Взаимообогащение культур возможно только при условии их относительно обособленного самостоятельного развития. Сохранение культурной идентичности имеет важное значение в системе цивилизационных ценностей. Поддержание культурного разнообразия требует многополярного политического устройства мира. Цивилизованная глобализация не ведёт к полной унификации культур и систем хозяйствования, сохраняя конкурентоспособные альтернативные модели развития, привлекательные для различных человеческих сообществ.
Мировое правительство не является оптимальной моделью управления цивилизацией, поскольку монополия власти будет стремиться к упрощению функций управления, унификации мировоззрения, стиранию любых видов идентичности, подавлению личных свобод. Именно эти тенденции просматриваются сегодня в концепциях «конца истории», «великой перезагрузки», постмодерна, постправды, постгуманизма, трансгуманизма. За ними угадывается политика транснациональных альфа-элит, впервые в истории человечества подобравшихся к реальной технологической возможности узурпации власти над миром.
Политика постправды. Благодаря интернету и социальным сетям каждый человек получил возможности распространения информации, ранее доступные только профессиональным СМИ, но не несёт личной ответственности за её качество и достоверность. Правда и ложь, фейки и их опровержения соседствуют в информационном пространстве, порождая явление «неопровержимой лжи» — когда ложь давно опровергнута, но находится в сети легче и чаще, чем правда. Ложные картины мира собирают своих сторонников в «информационных пузырях», способствуя поляризации общества, упрощая разжигание социальных конфликтов. Постправда — это технология лицемерия, новый сетецентричный инструмент пропаганды и информационной войны, более экономичный для организаторов и бенефициаров пропаганды. Антицивилизационное явление и техногенная угроза, реализуемая доминантными альфа-элитами на наших глазах и с нашим участием.
Разрушение механизмов демократии. В эпоху постправды политические выборы становятся ареной публичной борьбы альфа-элит за доминирование. Информационные технологии сделали управление общественным мнением намного более масштабным и динамичным по сравнению с докомпьютерной эпохой. Выигрывает не та партия, которая предлагает обществу более достойную альтернативу, а та, которая имеет более технологичный механизм влияния на общественное мнение. Антагонистическая игра двух равномощных механизмов влияния приводит к тому, что результат голосования сходится к 50 / 50 независимо от стартового распределения голосов и сути голосуемого вопроса. Предвыборное шоу превращается в фарс на финишной прямой, когда становится ясно, что общество не может быть поляризовано всякий раз с такой высокой точностью ровно пополам. Это математический факт, не имеющий ничего общего с демократией. Общественное мнение всегда подвергалось предвыборным манипуляциям, но современные технократы окончательно разрушили механизмы демократии, создававшиеся в ХIХ веке при иных информационных условиях.
Информационные (ментальные) войны. Технологии социальной инженерии, пропаганды и постправды позволяют теперь порабощать народы с помощью нарративов и мемов, а не силой оружия. Незачем завоёвывать ресурс, когда можно изменить систему ценностей, переписать историю целого народа, вогнать население в депрессивное состояние, направить на него агрессию соседнего народа. С единственной целью — ослабить и получить необходимый ресурс даром или по льготной цене. Это не бизнес, а новые антицивилизационные методы борьбы за мировое господство. Отныне человечество управляется путём изменения культурных кодов, агрессии подвергаются мировоззрения и картины мира огромных социумов. Защита своей идентичности от этого нового вида агрессии становится цивилизационной задачей и вызовом для национальных профессиональных сообществ, способных создавать технологии ментальной обороны — антифейка, антипропаганды, антипостправды.
Трансгуманизм — это концепция совершенствования умственных и физических возможностей человека с помощью достижений науки и технологий, с целью устранения болезней, страданий, старения и смерти. Идея выглядит привлекательно, но сверхспособности несут огромные риски, пока мы не завершим первейшее и важнейшее преобразование себя — не укротим своего внутреннего зверя. Пока мы мечтаем о сверхспособностях ради доминирования над сородичами, о бессмертии — ради неограниченного потребления и гедонизма. Пока личные амбиции остаются главной мотивацией стремления к власти. Пока всё это в природе человека, технологии трансгуманизма будут приводить к социальному неравенству, появлению новых видов преступности, новых способов ведения войны и изощрённой узурпации власти над миром.
Искусственный интеллект. Вокруг технологий ИИ уже сложилась апокалиптическая мифология: что если машины станут умнее нас, лишат нас работы, станут настолько автономными и самодостаточными, что восстанут против цивилизации людей. Все эти мифы становятся вполне реальными угрозами, если экстраполировать в будущее современное технократическое мышление «сделал потому, что мог», пронизанное идеологией индивидуализма. Однако цивилизационное мышление исходит из другого принципа: «сделал ради сохранения и развития человеческой цивилизации».
Распространено фаталистическое предубеждение, что научно-технический прогресс развивается сам по себе, по своим внутренним законам. Как только у учёных появляется техническая возможность что-то сделать, они обязательно это сделают, не задумываясь о рисках и последствиях. Это не совсем так. Личные решения о том, какими технологиями заниматься, чему посвятить годы исследований и собственную жизнь, возникают из коллективных образов будущего, которые появляются в культуре под влиянием господствующей идеологии. Мы формируем опасные мечты сами, даже если порой кажется, что процесс идёт спонтанно и неуправляемо.
4 Коллективное видение будущего
Рисуя яркие картины постапокалипсиса, фантасты и футурологи помещают туда человека ментально сегодняшнего, тем самым экстраполируя в будущее идеологию неолиберализма, индивидуализма и общества потребления. Всё то же зло, тот же необузданный внутренний зверь. Результат мысленных экспериментов с завидным постоянством оказывается пугающим.
Мы оказались в точке бифуркации, в развилке, от которой зависит судьба цивилизации. Либо сменить идеологию и меняться самим, либо оказаться в крайне небезопасном и несправедливом мире с перспективой неконтролируемого умножения техногенных рисков и самоуничтожения.
Пора отойти от предсказаний и заняться формированием лучшего образа будущего в массовом сознании. Пропагандировать не то, куда мы рискуем попасть, а то, куда мы все вместе действительно хотим попасть. В мир, построенный на принципах цивилизационной идеологии.
Сейчас Россия ведёт навязанную ей войну не за территории и не за ресурсы. За собственную безопасность. Против марионеточного нацистского режима, который открыто планировал привести войска НАТО в Москву. Стало быть, за право существовать. Но не только.
Локальная война — мероприятие, несомненно, антицивилизационное. Однако гораздо более антицивилизационной является глобальная политика мировой гегемонии, неоколониализма, технологического неравенства, нездоровой конкуренции, ментальных войн и постправды. Политика, способная умело выстроенной пропагандой ссорить братские народы ради достижения своей выгоды, укрепляя себя путём ослабления других.
Это война за экономический и политический суверенитет, за многополярный мир с его культурным разнообразием, взаимоуважением и равными возможностями развития.
Что Россия сможет дать миру, когда выиграет эту войну? Пример неповиновения гегемону. Экспорт безопасности. Экспорт ресурсов по справедливым ценам без санкций. Космос, атомную энергетику и северный морской путь. Но этого мало, если война была за цивилизационное развитие, против гегемонии, неоколониализма, технологического неравенства, постправды и прочих проявлений животной доминантности.
Выбор цивилизационного развития будет не прост для элит. Выбор, в котором России придётся не просто объявить себя Империей Правды и Совести, но и реально стать ею.
Больше материалов и обсуждения цивилизационной идеологии можно найти на Дзен-канале «Цивилизационная идеология» https://dzen.ru/civideology.