Заводчики и ветеринары нуждаются друг в друге и могли бы прекрасно сотрудничать. Но почему-то вместо сотрудничества часто получается какое-то необъяснимое противостояние.
Типичная ситуация. Владелец приобретенного в питомнике котенка приходит к ветеринару, а затем возвращается от него к заводчику с множеством претензий. Все из-за того, что сказал ему на приеме врач. И то, что он сказал, приводит заводчика в шок.
Казалось бы: кому, как не ветврачам, понимать, что ветеринария - не точная наука, и сами врачи - не ясновидцы, чтобы едва взглянув на кошку, сразу поставить ей диагноз и понять причины, которые к нему привели. Тем не менее, ветврачи даже не пытаются дать владельцу профессиональную консультацию; вместо этого они легко разбрасываются абсолютно дилетантскими, зато простыми для понимания утверждениями, которые ни за что не повторили бы под запись. Например:
- Котенок был болен еще у заводчика, и заводчик не мог об этом не знать;
- В питомниках все котята инбредные и поэтому больные;
- У котенка поддельный ветпаспорт и прививки ему не делались;
- Котенка с раннего детства закармливали антибиотиками...
...И так далее. Кроме того, в случаях, когда у котенка действительно есть какая-то проблема, ветврач может так сгустить краски, что владелец выйдет от него в полной уверенности, что питомец не только буквально при смерти, но еще и представляет собой угрозу здоровью всей семьи. Особенно часто это происходит, если какой-нибудь показатель в сданных "на всякий случай" анализах оказывается положительным. Зачем вдаваться в детали, если можно просто припечатать владельца одной короткой фразой? Например: "Токсоплазмоз. Передается людям!"
Допустим, владельца беспокоят небольшие выделения из глаз котенка. У этого явления может быть множество причин, однако ветврач, даже не предложив владельцу, скажем, посетить офтальмолога, ошарашивает его готовым диагнозом, самый невинный из которых - "Непроходимость носослезных каналов - врожденное, наследственное, неизлечимое заболевание". Спасибо, что хотя бы не "Хламидиоз. Передается людям!"
Или: у котенка небольшое расстройство желудка, неопытный владелец спешит к ветеринару, а тот убеждает его сдать анализ на коронавирус. Через три дня стул сам по себе нормализуется и владелец успокаивается, но не тут-то было: приходит положительный результат анализа. Владельца немедленно опускают с небес на землю: "У котенка FIP - смертельное заболевание! Там весь питомник болен!"
Ладно бы все ограничивалось простым запугиванием владельцев - в этом еще был бы какой-то смысл: например, заставить их более серьезно отнестись к назначениям. Но нет, по непонятной причине ветврачи еще и делают все возможное, чтобы дискредитировать заводчика - человека, которого они никогда в глаза не видели. Владелец выходит из ветклиники, полностью убежденный в том, что заводчик его "обманул", "кинул", "развел на бабки", "подсунул неликвид" и т.д. О чем и сообщает заводчику со ссылкой на профессиональное мнение. Трудно сказать, зачем ветврачи это делают, но разного рода "сгущение красок" с акцентом на виновность заводчика, по сути, обычное явление.
Наученные горьким опытом, заводчики заранее предупреждают, что в случае проблем обращаться надо первым делом к ним, а не бежать в первую попавшуюся ветклинику. Но никакие предупреждения не гарантируют от неприятностей.
Надо сказать, что ветеринары в массе своей не имеют представления ни о генетике, ни о селекции, что совершенно не мешает им периодически пытаться учить заводчиков, как надо разводить породистых кошек. В то же время ветеринария в работе каждого заводчика занимает очень важное место. Процесс самообразования и обмен опытом в этой области у заводчиков происходит круглосуточно, практически в режиме нон-стоп. Поэтому, когда они, в свою очередь, начинают объяснять ветеринарам, как надо лечить, то хотя бы небольшой опыт и определенные познания в данной области у них есть. 99% заводчиков регулярно совершают простейшие ветеринарные манипуляции, многим по силам несложное хирургическое вмешательство. Легкие кошачьи инфекции для них - даже не повод обращаться к врачу, поскольку способы диагностики и методы лечения давно известны и многократно проверены на собственном опыте. Заводчик может самостоятельно сдать кошке анализы и расшифровать их результаты. В конце концов, для отдельных заводчиков ветеринария со временем может стать еще одной профессией.
В целом, заводчики уважают знания ветврачей и понимают сложные моменты их работы (включая необходимость общаться с неадекватными клиентами, получать претензии из-за того, что не спасли неспасаемое и т.д.). Вопрос, почему ветврачи, как правило, не понимают заводчиков и совершенно не уважают ни их труд, ни их опыт?
Не забывайте ставить лайки и подписываться на наш канал. Предлагайте в комментариях темы, которые хотели бы обсудить, фотографии, которые хотели бы увидеть.