Думаю, многие знают этого лоукостера, который даже стакан воды для своих пассажиров зажмотил. Однако летает он широко и разнообразно. У него много маршрутов, по которым обычные авиакомпании еще не додумались летать. Поэтому - полные самолёты, высокие цены при отвратительном сервисе.
А если случается какая-нибудь нестандартная ситуация, то получается настоящий армагедон, в который мне непосчастливилось попасть.
Итак, второе января 2023 года. В два часа ночи полный самолет паломников и я вылетели из Джедды - аэропорта в Саудовской Аравии - в Стамбул, чтобы благополучно разлететься по разным странам.
Джедда- большой город на побережье Красного моря, недалеко от которого находится мусульманская святыня - Мекка, которую мусульмане всего мира стремятся посетить. Совершить хадж в Мекку - обязанность каждого мусульманина. Но если не попадаешь в основное время хаджа - а это еще и очень дорого, потому что все хотят- то можно совершить умру - маленький хадж по сокращенной программе и в любое время.
Вот такие паломники с умры и летели со мной в самолете.
С момента взлёта прошли 4 часа, стюардессы уже попросили открыть шторки и закрыть столики - приближалась посадка...посадка приближалась...приближалась...
Но мы почему-то кружили над Стамбулом, который прекрасно просматривался под крылом самолета, особенно на развороте.
Наконец, пилот сказал, что сесть мы не можем по погодным условиям и отправляемся на запасной аэродром. Куда - не сказал.
И мы полетели дальше. Сели. Сначала нам сказали, что мы сейчас тут посидим чуть-чуть в самолете, заправимся и полетим дальше.
Но минут через 20 начали подгонять трап - мы поняли, что нас попросят выйти -"для нашего удобства" - сказал пилот.
Мы прошли в зал ожидания. Кто бы знал, что мы проведем в этом зале долгие 8 часов!
Сначала места хватило всем. После ночного перелета народ в основном спал. Все просто ждали, когда нас позовут на посадку, потому что нам пообещали всего пару часов ожидания.
Затем прилетели самолеты из Бейрута и Абу-Даби. Народу сразу прибавилось, пришлось соблюдать принцип "встал-место потерял" . Многие семьи с детьми просто легли на пол.
На привезли напитки, за которыми выстроилась большая очередь. Я её переждала, поэтому горячего чая мне не досталось, пришлось довольствоваться водой.
К 12 часам люди проснулись и стали друг с доугом разговаривать. Так я узнала, что мои попутчики приехали аж с острова Суматра (на котром я тоже была!)
Приехали они всей семьей, молодые и старые. Я заметила, что муж одной из женщин (сзади на снимке) необычно высокий для индонезийца. Мужчина рассмеялся и ответил, что он - последствие голландской оккупации, и его прадед был голландцем, который воспользовался местной женщиной.
Сначала народ ждал спокойно. Затем на посадку пригласили Бейрут и Абу-Даби. Они улетели. А мы остались
Люди начали волноваться. Практически у всех в Стамбуле была пересадка, и самолеты, понятно, улетели.
Люди начали требовать самолета. В зал привезли сандвичи, но обстановку это не разрядило. Самое смешное, что сами сотрудники, похоже, не владели информацией.
Улетели мы в 15:00, около 4 часов вечера были в Стамбуле. С шести утра до 16:00 прошло 10 часов. Практически все самолеты, на которые у людей были пересадки, улетели.
И вот тут Пегасус проявил себя во всей красе: когда мы вышли из самолета, мы просто не знали, куда нам идти. Нас никто не встретил. Сотрудники посчитали - а зачем? Целый самолет людей метался по аэропорту, спрашивая друг друга, что делать, куда бежать?
Сначала бросились к трансферной стойке Пегасус. Там была толпа народа. Минут через 15 стояния в очереди к нам подошла улыбающаяся девушка - сотрудник, и сказала, что нам нужно идти к стойкам, которые находятся за границей. То есть нам нужно для начала пройти паспортный контроль.
У меня проблем с контролем не возникло, но многих разворачивали. Причем даже разделяли семьи - например, муж может пройти в Турцию- а жена нет, так как визы нет. Он уходит в одну сторону, она - в другую, остаётся в транзитной зоне. Уж не знаю, какие у таких людей были условия.
Затем в зале багажа люди бросались к стойке, над которой красовалась эмблема Пегасус. К счастью, я быстро выяснила, что здесь только багаж, и бросилась дальше. А некоторые там еще час промялись, особенно те, кто по-английски не говорил.
Наконец, я нашла кассы, где меняли билеты.
И попала в настоящую давку. Думаете, легко мне было стоять среди таких огромных мужиков и проталкиваться к окну?
Хорошо, что в толпе была русская женщина из Казахстана по имени Валентина, и я отдала мой рюкзак и куртку на сохранение её мужу, который стоял в сторонке. Лет им было немало, поэтому стоять в толпе он не мог- мне кажется, там и задавить могли.
Сотрудники же Пегасус как будто издевались над толпой пассажиров: они переговаривались, хихикали, покрикивали на толпу, чтобы не давили, не торопясь шли за распечаткой к единственному принтеру на 6 работников. Но никто не открыл еще 2 окна, которые пустовали, чтобы хоть как-то ускорить обслуживание пассажиров.
Вот эта наглая девица вообще встала и ушла прямо перед тем, как подошла моя очередь, и ходила где-то минут 10.
В этой очереди я провела 2 часа - на своих ногах при недостатке воздуха, упираясь носом в мужские спины и рискуя получить локтем в глаз от пропихивающихся к окну мужиков.
Мне выдали билет на Копенгаген на следующее утро 8:30. Чтобы переночевать, нам нужно было идти к стойке, на котрой выделяют отели.
А там ждала такая же очередь. К счастью, Валентина уже в ней стояла, и пригласила меня.
Стоек было много, но очередь почему-то почти не двигалась.
Было очевидно, что сотрудники не знают, что и как делать, без конца спрашивали друг у друга, бегая от стойки к стойке.
Ноги уже почти отваливались. Хотелось просто упасть на пол. Нас, русских, стало уже четверо: Валентина,я, Даша, которая летела в Белград, и Полина, которой нужно было в Санкт - Петербург, и мы по очереди сидели на ленте для багажа. Кроме Даши, она была спортсменка.
В то же время у других стоек стояли сотрудники и мило беседовали. А что такого, подумаешь, пассажиры уже пятый час в очереди!
А из офиса компании на втором этаже на нас периодически пялились разные люди - прикольно, наверное, смотреть сверху, как люди в очередь стоят!
Наконец, мы зубами вырвали ваучер в отель Radisson Blu, и переместились в счастливые ряды ожидающих автобуса в отели. На часах было 21:00.
Минут через 15 пришел какой-то человек и позвал некоторых счастливчиков в отель Зелёный парк.
Счастливчики убежали, а мы продолжали топтаться в ожидании.
Ноги уже гудели, а вблизи - то есть в 3 метрах от места стояния - оказалась кафешка, где были - о Боже- скамейки, на которые мы и уселись. Однако радость наша длилась недолго, потому что турецкий официант, узрев русских турристов, бросился в бой с грозным криком:
-Заказ-нет, сидеть-нет!
Я пошла и купила пончик и сок.
-Заказ-да, сидеть-да,-продемонстрировала я пончик тому официанту.
Пегасус не позаботился о воде и еде для пассажиров, хотя должен был, ведь с момента посадки прошло уже 5 часов.
Так мы сидели час, полтора...
Я поднялась и пошла к сотрудникам, чтобы спросить, когда всё-таки придет автобус.
Они отворачивались и не хотели разговаривать.
Наконец, они ткнули пальцев в женщину:" Это менеджер, разговаривай с ней!"
-Мадам, когда за нами придет автобус?
-Ждите!
-Мадам, мы ждем уже полтора часа, мы сидом вон там,- я показала в сторону кафе, где сидели Валентина и её муж.
-А зачем вы сидите там? Вы должны стоять здесь! - возмутилась менеджер.
И тут меня прорвало:
-Мадам, мы сидим там, потому что больше не можем стоять! Мы уже отстояли 5 часов в очереди! Посмотрите на этих людей,-я показала в сторону попутчиков,- неужели у вас нет матери, и вы не понимаете, что они больше не могут стоять! Когда вы отправите автобус в Radisson Blu?
Честное слово, мне в этот момент хотелось её стукнуть.
Видимо, в ней проснулись какие-то человеческие чувства, она опустила глаза, и сказала:
-Сейчас позвоню...
Тут пришел тот человек, которой увозил пассажиров в Зелёный парк.
Я приободрилась было, но он сказал:
-Зелёный парк!
Тут уже не только я начала возмущаться, но и другие пассажиры, которым нужно было в другие отели. Мы перегородили ему дорогу, и стали кричать, чтобы вез в Radisson Blu - а другие орали названия своих отелей.
Видимо, у менеджерши что-то в мозгу сработало, поэтому прибежали пара помощников, которые быстренько организовали группы- кто в какой отель едет, и дали всё-таки тем из Зелёного парка, уйти !
Из переговоров менеджеров с туристами и между собой, я поняла, что автобус-то у них один! И он уехал в другой отель!
Но сотрудники начали суетиться (наконец-то!). Нас вывели на улицу. Было холодно, все оделись. К нам, стоящим на морозце, подъезжали какие-то микроавтобусы, и турки перетасовывали людей, пересаживая их из одного в другой.
Одна беременная женщина устроила истерику, когда её в очередной раз попросили выйти из автобуса, чтобы - нет, не пересесть-а подождать другого!
Автобусы забирали людей и уезжали, а мы всё стояли. Пошел слух, что нам выделили отель, который переполнен, и номеров для нас там нет. Наконец, нашелся автобус и для нас.
Когда мы приехали в Radisson Blu, было уже 12 часов ночи. Работники отеля нам были не рады, поскольку, действительно, нас в таком количестве явно не ждали. Еще полчаса мы тусовались в фойе, когда, наконец-то нам выдали ключи...
Я уж думала, что всё закончилось хорошо. Но на следующий день все продолжилось. Об этом - в следуюшей статье!
А вы попадали в такие передряги?