Найти в Дзене

Прокрастинация, затык и прочие страшные слова

Cоветы по мотивации из моего и моих друзей глубоко личного опыта, на истину не претендую, просто делюсь своими набитыми шишками.

1. Самое банальное и самое реально работающее -
отключите интернет. Не просто закройте браузер, а вообще от сети отрубитесь. Потом погуглите, как пишется слово, что значит имя, как оформляется прямая речь - всё потом, это можно делать без вдохновения, это можно делать, когда вам мешают, это не срочно. Сели писать - пишите. Ставьте вместо имени 555, потом при редактуре поменяете. Пишите с ошибками, вообще отключите проверку орфографии, потом при перечитывании включите и будете пропущенные буквы править, сейчас просто пишем и всё. Представьте, что на пункте "зашёл в интернет" читатели критики подкинули – останется желание писать?

2. Подготовьтесь к работе, продумайте, что вам нужно для комфортной жизни в следующие полтора часа, или сколько вы там себе выделили поработать. Поставьте рядом две кружки воды, три, бутылку. Если знаете, что за книгой нападает жор – сделайте себе еду заранее, чтобы не переключать мозг на вопрос "что поесть", а есть на автомате, не выходя из работы. Зарядите гаджеты, положите рядом зарядку, или работайте от сети, протрите клавиатуру и экран заранее, чтобы не дать прокрастинации шанса вас на это отвлечь.

3.
Уберите всю отвлекающую фигню – лишние вещи со стола, лишние ярлыки с экрана, закройте лишние открытые окна. Писать в полноэкранном режиме гораздо приятнее, чем в окне. Отключите звук в телефоне - информация о скидках в супермаркете подождёт, а важных людей можно добавить в избранные, а избранных – в исключения режима "не беспокоить".

4. Придумайте свой ритуал настройки на работу, желательно даже для каждой отдельной книги свой. Когда ведёшь два-три впроцессника, удобно делать их в разных программах, с разными шрифтами и разной системой хранения матчасти. Заодно можно обкатать разные системы, решить, какая удобнее. Можно перед началом работы слушать одну определённую песню, которая ассоциируется с этой книгой, или смотреть видео, или делать разминку, или надевать книжную футболку, напульсник определённого цвета, брать определённую чашку, специальный именно для этой книги чай или духи. («Почему у меня король внезапно глупые стихи пишет?» - «Потому что ты в моей футболке, дорогая.»)

5. Работайте по плану. Даже если вы – порхающий мотылёк, которому комфортно и весело, когда его носит ветром в голове от одной приятной сцены к другой, всё равно составьте план. Потом можете написать поперёк, вы хозяин своей книги, можете переписать в любой момент. План удобен тем, что у вас будет чёткий набор тезисов, которые можно переставить, вычеркнуть, дополнить или не упоминать вообще, но главное, что они надёжно хранятся, и вы можете в любой момент их открыть и перечитать. Вам кажется, что ваш мозг бездонный и всемогущий, и вы легко держите в памяти пять миров и двадцать персонажей, но это не так, и если бы вы вели записи, то могли бы проследить, как ваши миры и персонажи постепенно меняются, часть гениальных идей забывается, часть важных поворотов в книгу не попала, хотя вы их придумали, но книга почему-то кончилась раньше, чем вы в неё всё уместили. И ещё стратегия держания всего в голове приводит к такой опасной штуке, как проклятие знания, которая встаёт между вами и читателем очень неприятным барьером, который вы по неопытности можете вообще не заметить, и потом удивляться, что вашу книгу не поняли, хотя там всё логично. Да, логично, у вас в голове, а читателю вы объяснить забыли. План не кусается, используйте его)

6. Ставьте цели. На день, на неделю, на месяц, на всю книгу. Это удобно для всех – лентяев цели подгоняют и мотивируют, трудоголикам позволяют поставить галочку, похвалить себя и расслабиться. Ставьте сначала маленькую, потом смотрите по результатам и поднимайте. Маленькие победы мотивируют, а большие вообще космос) Если писать по тызну в день, то за год получается книга в 365 тызнов. Согласитесь, это мало – с начала блога до этого момента почти четыре тысячи знаков. Можно в файле книги ещё на этапе планирования создать заголовки будущих глав, примерно набросать, что в них будет, поставить объём в знаках для каждой главы. Потом в процессе будете перечитывать и корректировать, это вас никак не ограничивает, зато даёт чёткую картину всей книги как целого, и позволяет заранее понять, что вы не укладываетесь в объём или недобираете, и что-то поменять. Как приятный бонус, такой подход позволяет справляться со страхом чистой страницы – у вас нет чистых страниц, у вас на каждой лежит черновик главы, даже пусть там два слова, это уже начало, то есть, вы не толкаете книгу вперёд как поезд, а заполняете пустоты в готовом каркасе.

7. Не упирайтесь рогом в затык. Если текст не идёт, не надо себя насиловать, ни к чему хорошему это не приводит, вы просто получаете такую картину, как я вот здесь описал, и, как итог, получаете усталость и чувство собственной никчёмности, а текста всё равно не получаете. Есть много способов справляться с затыком, я перечислю три любимых.

Первый когда-то хорошо описали в Попкорне – если не получается написать сцену, то пишем:
"Ну, мля, короче..." и пересказываем то, что происходит в этой сцене, максимально просто и на расслабоне. Либо вы напишете так всю сцену и потом перепишете, либо в какой-то момент мля-короче-стайл перейдёт в ваш обычный стиль, а начало вы потом отпилите. Главное – вы сдвинетесь с мёртвой точки, а дальше пойдёт легче.

Второй способ – просто пропустить эту затычную сцену. Если вы пишете тем каркасным способом, который я описал выше, то всегда можете начать писать в другом месте, а потом уже смотреть по ситуации - либо вы найдёте способ связать эти сцены, либо решите, что та затычная вообще не нужна, может быть, дадите её пересказом или воспоминанием, способ найдётся. Главное не сидеть и не тупить, потому что праздный мозг найдёт повод отвлечься, а если вы встали из-за книги с негативными эмоциями, то сесть за неё обратно будет труднее, мозг помнит, чем это кончилось в прошлый раз, и будет хитрыми уловками вас туда не пускать – здравствуй, прокрастинация. И это ощущение затыка будет нарастать снежным комом, а писать всё равно хочется, и муза начнёт поглядывать на другой проект, который ещё в фантазиях, и поэтому выглядит гораздо привлекательнее, чем текущий затычный. Завершайте работу на оптимистичной ноте, хвалите себя, записывайте результаты по тызнам, пишите послание себе-из-будущего, который завтра сядет продолжать с того момента, на котором вы-сегодняшний остановились, ему будет приятно)

Способ третий – приманивание музы вкусняшкой. Не помню, где я это прочитал, в советах от какого-то забугорного автора. Он тоже пишет по плану каркасным способом, и советует оставить себе на будущее несколько сцен, которые будет очень приятно написать. Что-то такое обалденное, что зацепит лично ваши крючки удовольствия, или крючки вашего персонажа, в чьей шкуре вы будете писать. Эти сцены лежат в плане, вы о них знаете, и в один из тех ужасных дней, когда крокодил не ловится прямо катастрофически, вы даёте себе эту сладкую прикормку – ладно, так уж и быть, этот день настал, можешь написать ту кайфовую сцену. А когда работа в удовольствие, то кайфовая сцена кончается раньше, чем силы, и можно продолжать работать, уже имея в крови гормоны победителя.

8. Храните всю информацию по сюжету, которую нагуглили, хотя бы просто в текстовом файле. Вот вы пишете, возник вопрос, вы открыли гугл и нашли ответ, отвлеклись. Ну бывает, особенно поначалу, иногда это важно для планирования сюжета – сколько дней займёт круиз из точки А в точку Б, сколько весит лось, какое оружие сейчас используют участковые, сколько там патронов. Вот вы нагуглили, приняли к сведенью, продолжили писать. Через пять минут-неделю-месяц забыли. А вопрос может возникнуть ещё раз, и удобно, когда он у вас уже в блокноте задан и отвечен, вы не заходите в интернет, а тратите пять секунд на открытие блокнотного файла, в котором текст и фон, и никаких мелькающих баннеров и лишней информации.

9. Делайте карточки героев и мест. Та же фигня, что и с планом – вам кажется, что ваши герои для вас живые и родные, вы их видите перед глазами как настоящих, и никогда не забудете, где у них шрамы, какой у них рост, в каком месяце день рождения, на что аллергия, к чему иммунитет. Так кажется. А потом вы либо делаете ошибку, либо задумываетесь и начинаете перелопачивать весь текст и все черновики, в поисках той сцены, где он об этом уже говорил – отвлекаетесь. На заполнение анкеты героя тратится полторы минуты в начале планирования книги, и это экономит вам такую гору времени и нервов, что окупится, даже если вы туда заглянете всего один раз, чтобы убедиться, что помните правильно. С местами то же самое – храните фото парков и лесов, чтобы не гуглить, а есть ли там мох, а бывают ли листья одновременно с цветами, а точно ли лавки деревянные. Найдите план квартиры с расставленной мебелью, если это важно для сюжета, или карту города с расстояниями и маршрутами. Если вы используете статьи путешественников или отзывы клиентов, сохраните их себе, чтобы не лезть за ними каждый раз в интернет, он создан для захвата вашего внимания, не ведитесь.

10. Пишите где хотите, только убедитесь, что имеете возможность
все эти огрызки собрать. Я пользуюсь гугл кип (https://keep.google.com). Синхронизируется с браузером, оттуда Ctrl-C и Ctrl-V в файл книги, можно делать ярлыки, можно прикреплять фото и рисунки, очень удобно и бесплатно, рекомендую.

И чтоб два раза не вставать, коротко по оболочкам.

Я сейчас работаю в Scrivener, очень многофункциональный и гибкий инструмент, плюсов море, я когда-нибудь о них подробно напишу, единственный минус - 50 баксов это 50 баксов. Пробник на месяц можно скачать на официальном сайте бесплатно (https://www.literatureandlatte.com). В период нанораймо можно получить со скидкой, но это всё равно деньги. Скачать за так чревато вирусами, моё дело – предупредить) Ещё в нём есть такая офигенная штука, как прогесс-бар, очень рекомендую пользоваться. Выглядит так:

Можно ставить цели для каждой отдельной главы и для группы глав, можно для всей книги, можно ставить цели на день и цели для всего проекта, выглядит так:

-3

До скривенера я пользовался WindowsOffice, потому что это было единственное, о чём я вообще знал, для коротких книг нормально, для переваливших за миллион - пошаговая стратегия. Ворд - инструмент не для писательства, его раздутый функционал тянет ресурсы компа, а не используется, так что смысла в нём я не вижу. Он тоже платный, кстати.

Хорошая альтернатива - OpenOffice, почти как ворд, только бесплатный и полегче, тоже умеет проверять на ошибки, делать многоуровневые структуры заголовков, менять стили и вставлять картинки. Для начала этого хватает с головой, а иногда и на всю жизнь хватает. На сверхобъёмах тоже подтупливает, но отвисает быстрее и информацию не теряет (пользуйтесь автосейвом).

Пробовал ещё Notepad++ ( https://notepad-plus-plus.org), без заголовков, и вообще без лишней фигни, только текст и поиск по тексту (и автосейв), в некоторых случаях это вообще лучшее, что можно найти. Умеет менять цвет шрифта и фона, становиться прозрачным, исчезать по клику, прятать строку состояния, строку меню и вообще всё, кроме текста, и сжиматься до размеров спичечного коробка, что помогает незаметно пристроить его в любую картину на мониторе, если вы понимаете, о чём я ;)

Пробовал КИТ сценарист, немного похож на Скривенер, но версия от 18го года бесплатна, разработчик русский, есть сообщество, где ответят на вопросы и научат, если надо. Вообще заточен под сценарии, но если разобраться, то может оказаться удобным и для книг. Новую платную версию ещё не пробовал, но разработчик обещает много интересного.