Честное слово, я ничего не подстраивал, но получается, что блатная песня "Гоп со смыком" действительно является первой песней советского кино :)
Потому что "Путёвка в жизнь" - первый звуковой советский фильм, а данная песня звучит в самом начале этого фильма.
Этой статьей я начинаю серию публикаций о песнях и музыке в советском кино. Я решил не делать выбор в пользу популярных/известных или, наоборот, малоизвестных, а буду писать обо всёх подряд. По возможности - по хронологии, чередуя десятилетия от 30-х до 90-х).
Вероятно, в каких-то статьях будут рассказы о двух-трёх песнях/мелодиях, в каких-то - об одной, ведь истории у каждой разные - какие-то оказались забыты сразу после выхода фильма, какие-то ушли в народ, а какие-то, наоборот, пришли в кино "из народа".
"Гоп со смыком" (Граждане, послушайте меня) относится к третьим - она не была написана специально для фильма, но вошла в картину как очень знаковая, связанная со шпаной и ворами.
О фильме "Путёвка в жизнь"
Режиссёр - Николай Экк, сценаристы Александр Столпер, Николай Экк,
Регина Янушкевич. Закадровый текст и вступительное слово читает известнейший театральный актёр того времени Василий Качалов.
В главных ролях: Йыван Кырла (Мустафа "Ферт"), Михаил Джагофаров (Колька "Свист"), Александр Новиков (Васька "Буза"), Николай Баталов ( Сергеев, организатор трудовой коммуны), Михаил Жаров (Фомка Жиган, главарь шайки). В эпизодах дебютировали Рина Зелёная и Георгий Жжёнов.
В 20-е годы революции, войны, преступность, голод, болезни лишили огромное количество детей дома и родителей. Дети, оказавшись на улице, выживали как могли, и нет ничего удивительного в том, что большинство из них занималось преступной деятельностью.
Молодая советская власть серьезно подошла к детской проблеме, организуя детские дома, исправительные учреждения, трудовые колонии. "Путёвка в жизнь" - история о создании одной из таких колоний.
Фильм произвел колоссальное впечатление не только на советских граждан; также он занял получил приз за лучшую режиссёрскую работу на Первом Венецианском кинофестивале, был приобретён двадцатью шестью и странами и прошёл в прокате более, чем в сотне стран.
Граждане, послушайте меня...
Песня звучит в самом начале фильме, фоном - в это время зрители знакомятся с жизнью беспризорников, а затем- с хитрой организацией кражи, в которой задействовано несколько членов шайки.
Вот этот эпизод.
История песни "Гоп со смыком"
Честно говоря, мне самому было удивительно, что песня оказалась настолько разошедшейся в народе и чрезвычайно популярной.
Сам я впервые узнал о ней подростком - и нет, не услышал, а прочитал упоминание в книге Георгия Тушкана "Друзья и враги Анатолия Русакова":
— Свой парень! — говорил о нем Пашка, похлопывая по спине, и уговаривал выпить еще.
Боб отказывался. До этого он никогда не пил водки. Кружилась голова. Хотелось двигаться, кричать, петь. Он понимал, что это глупо, но все же бессмысленно улыбался и, нелепо размахивая руками, пел вместе с другими какую-то песню. В ней были непонятные слова.
— Что такое «гоп со смыком»? — полупьяным голосом спросил Боб.
Ему ответили хохотом.
— Поживешь — узнаешь, астроном. Пей! — повторял Пашка. — Пей, не стесняйся, потом сам поставишь. Я знаю, за тобой не пропадет.
А второе упоминание я встретил в книге Виктора Конецкого "Третий лишний", даже не подозревая, что приведённые там строки имеют отношение к "Гоп со смыком":
Об этой песне, как оказалось, написаны целые исследования, вариантов текстов такое множество, что, если их все издать в книге (вместе с исследованиями), то наверняка получится, как минимум, два тома.
Причем, тексты самые разные - конечно, большинство с блатным уклоном, но есть и профессиональные (вроде той, что у Конецкого), и военные (она звучала в фильме "На войне как на войне", фрагмент - ниже), и армейские, и студенческие, и бытовые, и с религиозным уклоном, и даже детские.
Все исследователи склоняются к тому, что автор исходного текста из Киева (поскольку герой в большинстве вариантов "жил на Подоле"), был выходцем из деклассированных семинаристов или низшего духовенства, а написана песня, примерно, во второй половине 10-х или начале 20-х.
Самый известный исполнитель - Леонид Утёсов.
Он спел "Гоп со смыком" в спектакле "Республика на колёсах" о жизни железнодорожных воров (пьеса Якова Мамонтова, постановка Театра Сатиры, 1928-29 гг), после чего песня получила неслыханную популярность (вместе с другой - "С одесского кичмана...")
Клип сделан по фильму "Карьера Спирьки Шпандыря" (1926), в котором Утёсов играл заглавную роль.
А уж когда в 1932 году вышла на пластинке... сами понимаете :)
Полагаю, именно тогда и началось её триумфальное, так сказать, шествие по стране в плане переделок и вариаций. Даже Евгений Евтушенко не прошёл мимо.
Еще вариант из кино
Отрывок из фильма "Русское" (2004) режиссёра Александра Велединского. По мотивам произведений Эдуарда Лимонова.