Если у человека есть Мечта и Упорство, то его не остановят никакие препятствия на Пути Постижения.
Полина Владимировна Гельман поняла, что будет лётчицей, ещё в раннем детстве, когда увидела рукотворную птицу в небе над родным Гомелем. И никакие сложности не могли поколебать её уверенности.
Начало Пути
Родилась будущая лётчица в октябре 1919 года, когда жарко полыхала Гражданская война. Через Бердичев, что на Житомирщине, катились волны разномастных отрядов, банд и бандочек.
Мать Полины, устав прятаться от «вызволителей» и оплакивать убитого ими мужа, схватила в охапку дочь и бежала к дальним родственникам в Гомель.
Страна, поднимавшаяся из руин Гражданской, лихорадочно готовилась к вражескому нападению. Тем не менее на детях не экономили, обеспечивая им достойное детство. Хотя беззаботным оно точно не было – стране нужны были будущие защитники. Однако физподготовку, стрельбы и медицинские навыки никто не воспринимал, как обузу – такое было время.
Зато учили на совесть, а для способных предоставляли возможность учиться дальше. Дополнительно по всей стране была развёрнута гигантская сеть школ и кружков будущих лётчиков, водителей, механиков. А парашютные вышки вырастали в каждом Парке отдыха.
Первый шаг к профессии лётчика у Полины получился обходным. В пилоты её не брали из-за небольшого роста, потому пришлось для начала записаться на курсы парашютистов.
Однако пилоты-то занимались в том же здании! Так что миниатюрная девушка ухитрялась как-то «просачиваться» к «летунам», освоив полный теоретический курс, а потом успешно сдав экзамен.
Военные годы
К началу войны Полина успела отучиться три курса на историческом факультете МГУ. После 22 июня студенты и студентки стали осаждать военкоматы, стремясь на фронт. Однако девушек строгие военкомы неизменно заворачивали. И только решение о формировании женских частей всё изменило.
Полина добилась направления в создающийся в городе Энгельс женский авиаполк. Девушку зачислили на штурманское отделение. Вчерашние школьницы и студентки принялись осваивать своё будущее оружие – знаменитый поликарповский У-2.
Учебную машину, с которой начинали свой путь в небо все лётчики страны Советов, после небольшой модернизации превратили в лёгкий ночной бомбардировщик. На первый взгляд использование фанерной тихоходной машины без всякой защиты выглядело форменным самоубийством. Но только на первый…
«Кукурузник» был дешёвой, неприхотливой машиной, способной садиться и взлетать с крошечной площадки. Разогнавшийся самолёт был способен беззвучно планировать с выключенным двигателем над самыми верхушками деревьев, сбрасывая бомбы с убийственной точностью.
Юные летуньи очень быстро освоились в кабинах «рус фанер» (так прозвали У-2 немцы) и стали превращать все ночи для захватчиков в кошмар. Белокурые «освободители» лишились нормального сна.
В любой момент без всякого предупреждения надёжный блиндаж мог превратиться для «истинных арийцев» в могилу. Женские ночные бомбардировочные авиаполки немцы прозвали "ночные ведьмы". Разозлённое командование требовало прекратить полёты «ночных ведьм». Захваченных в плен лётчиц жестоко пытали перед смертью.
Однако эффект получился неожиданным для «сверхчеловеков». «Ведьмы» перестали брать в полёт парашюты. Вместо них штурманы загружали в кабину пару десятков килограммов бомб для ручного сброса. И старались ударить по штабам зверья, отдающего людоедские приказы.
Во время сброса такой бомбы штурман Гельман потеряла теплые рукавицы-краги. Дело в том, что тяжёлые обледенелые «тушки» бомб невозможно было сбрасывать в перчатках.
Малейшая ошибка с готовой к взрыву железкой – и самолёт превратится в горящие обломки. Полина, когда взведённая бомба зацепилась за ремешок краг, в секунду сбросила с себя сбрую вместе со смертоносным железом. Пришлось потом у каптёрщика новые выпрашивать, дабы руки в полёте не отморозить.
Нацисты очень надеялись на авиационные прожекторы, надеясь пресечь ночные налёты. Однако «ведьмы» ухитрялись с бреющего планирования уничтожать раз за разом дорогостоящие немецкие светильники. Удавалась такая «игра» и Полине Гельман. Правда, после охоты за прожекторами их У-2 вернулся на базу чудом.
Гельман была награждена орденами: Ленина, Красного Знамени (дважды), Отечественной войны 1-й степени (дважды), Красной Звезды (дважды) и медалями.
Всегда, когда Полина появлялась в кругу мужчин, они удивлялись откуда у хрупкой женщины на мундире столь высокие ордена и медали. Но когда узнавали кто перед ними, все вопросы отпадали.
К концу войны Полина провела в воздухе более тысячи часов. За 850 боевых вылета она снайперски сбросила на врага более ста тонн разящей стали пополам со взрывчаткой. Звание Героя Советского Союза стало признанием воинских заслуг бывшей рядовой, ставшей из штурмана начальником связи эскадрильи.