В предыдущей записи о крепостных в университетах, на последнюю страницу скана вкралось начало любопытного документа-продолжения, где автор рассуждает о вредности преподавания крепостным иностранных языков и т.п.:
«...Вредное влияние некоторых предметов обучения на умы воспитанников крепостного состояния слишком очевидно, и нет надобности подтверждать эту истину какими-либо доводами; к этой категории должно отнести иностранные языки.
Воспитанники по выходе из школы могут почерпнуть в сочинениях, писаных на иностранных языках, понятия или вовсе превратные, или по крайней мере такие, которые дадут их умам ложное направление, и может быть, отклонят некоторых от исполнения обязанностей, возложенных на них тем состоянием, в котором родились...»
Причём писал как бы не дуралей какой-то, а академик! Если кто в своё время зубрил высшую математику, помните «Неравенство Коши — Буняковского»? Так вот это тот самый Буняковский!
Учёный был нерядовой, а как чиновник — обычный «флюгер»...
Вспоминается летняя инициатива спикера Госсовета Крыма Владимира Константинова, который предложил исключить из школьной программы английский язык:
«Зачем учить то, что не надо, если человек не поедет никогда в Лондон?.. Мы делаем [ребенка] заложником — он будет говорить, что я знаю английский, и мне интересно, какая она — Англия.» 😊
+ + +
Начальное и среднее образование в Санкт-Петербурге. XIX – начало XX века. Сборник документов./ Отв. сост. Н.Ф.Никольцева. – СПб.: «Лики России», 2000.
О вредности преподавания иностранных языков :)
1 минута
4 прочтения
20 января 202320 янв 2023