Эта скульптура, отлитая из чистого золота, является чрезвычайно редким примером культовых статуй, которые, согласно древним описаниям, стояли в святая святых египетских храмов.
Бог Амон ("скрытый") впервые получил общеегипетскую известность в начале Среднего царства, возведя правителей Фив на трон объединенного Египта.
Начиная с Нового царства, Амон стал самым важным богом в египетском пантеоне: ведь именно под его началом доблестные фиванские властители изгнали с Родины захватчиков-гиксосов и, выйдя за границы Египта, покорив множество народов и обширные земли, создали империю,
Как царя богов, Амона отождествляют с Ра.
Отождествление- это сложный теологический процесс, основанный на том, что божественная реальность многогранна и не до конца познаваема. Целью такого процесса является приведение в единую систему представлений о богах, имеющих схожие функции. Отождествление ни в коем случае не отменяет раздельного бытия отождествлённых божеств (в Абидосе, например, в храме Сети Первого, есть отдельные святилища для Амона, Ра и Амона-Ра). Однако, напомним, что именно теологическая часть египетской религии нам известна менее всего (не путать теологию с мифологией).
Культовым центром Амона был огромный храмовый комплекс в Фивах, на восточном берегу Нила, на южной окраине современного Луксора.
Египтяне называли Амона-Ра “один, и второго нет”- лучшая формула для определения Абсолюта!!!
Амон стоит в традиционной позе, выставив левую ногу вперед. Его можно узнать по характерной короне с плоским верхом, которая первоначально поддерживала два высоких золотых пера, ныне отсутствующих. Он носит заплетенную в косу бороду с завитым кончиком, в левой руке держит символ жизни Анх, а в правой длани, прижатой к груди - хопеш. На пилонах и стенах храмов Нового Царства Амон-Ра часто изображается вручающим царю хопеш, тем самым даруя ему очередную военную победу над врагами Чёрной Земли.
Мягкая лепка торса, узкая талия и другие особенности типичны для искусства Третьего Переходного периода. Это эпоха политического хаоса и упадка централизованной власти в Египте, но это также и период больших художественных достижений. Работы из металла (золота, серебра и, прежде всего, бронзы) отличались особенно высоким качеством, и статуэтка Амона свидетельствует о художественном совершенстве, характерном для того периода.
Амону поклонялись не только ниже по течению от Элефантины.
С начала Нового Царство египетское влияние в Нубии, где находились богатые золотые копи, стало тотальным: для управления был даже создан особый бюрократический аппарат во главе с "царским сыном Куша" ( мы бы сейчас назвали такого чиновника "вице-король". Покорённые нубийцы приняли египетские обычаи. Амон-Ра стал и у них главным богом.
Именно под знаменем культа Амона местные правители сначала сбросили египетское господство, а затем стали претендовать и на власть над Египтом.
Этот амулет носил один из кушитских царей.
На изображениях эти фараоны носят амулет в виде бараньей головы, привязанный к шее на толстом шнуре, концы которого ниспадают на плечи. Иногда к каждому концу прикрепляется голова барана меньшего размера. Если приглядитесь, вот на этой картинке увидите:
Странным образом Амон-Ра, который в самом Египте чаще всего изображался в виде человека, в Куше изображался с головой своего священного животного- овна. Намеренная архаизация образа- это особый приём, показывающий, насколько нубийцы стали "египтянами".