"Гражданин Кейт" - американский драматический конофильм 1941 года, первый полнометражный фильм 25- летнего Орсона Уэллса, который и сыграл в нём главную роль.
Данный фильм отталкивается от скандальной биографии Уильяма Херста, газетного магната и создателя феномена "желтой прессы".
История начинается со смерти главного героя. Это открытие для кинематогрофа того времени.
Уэллс изображает скандального, упрямого, гордого и циничного капиталиста, который провозгласил себя защитником нищего и голодного рабочего класса, однако потерпел сокрушительное поражение, когда вылезла наружу интрижка с красивой, но бездарной певицей. Жена ушла, а потом отвернулась и любовница.
Революционер превратился в затворника и остался в полном одиночестве в окружении картин, скульптур, мебели и всякого хлама, которые ценил больше, чем людей. Прошептал слово "роузбада" ( "розовый бутон")и упал замертво, обронив и разбив стеклянный шар, игрушку из глубокого детства. И теперь, после смерти главного Американца, репортер пытается выяснить значение этого таинственного "роузбада".
Премьера фильма состоялась 1 мая 1941 года, а спустя полгода он вышел в прокат. Уильямс Хёрст реальный медиа - магнат того времени явился прототипом Кейна. Это так взбесило Хёрса, что он всячески мешал картине набрать популярность. В том числе запретил упоминать в своих изданиях, что и послужило одной из причин провала в прокате. Более того, копии фильма повсеместно уничтожались, а негатив, также подлежавший сожжению, был спасен лишь благодаря удаче, вновь пришедшей на помощь Уэллсу. Но никакие козни не помещали картине получить заслуженное признание. Например, на протяжении полувека, с 1962 - 2002 годы, фильм занимал первую строчку в списках лучших фильмов в истории по версии журнала Британского института кино "Sight & Sound".
Как и большинство фильмов Уэллса, почти весь "Гражданин Кейн" снимался в павильоне. По разным подсчетам всего для картины было построено от 81 до 116 декораций, причем общая их стоимость была около 59 тыс. долларов, что составляло не более 7% бюджета и было меньше средних затрат на художественно-постановочную часть голливудских картин того времени. Разработкой декораций занимался Перри Фергюсон (в его обширной фильмографии есть, например, "Лучшие годы нашей жизни" Уайлера и "Веревка" Хичкока). На основе сценария и идей режиссера он сначала подготовил эскизы, а потом макеты, на которых Уэллс и Толанд продумывали мизансцены и движения камеры. Правда, иногда эффект глубокого фокуса приходилось имитировать из-за условий освещения. Некоторые кадры, например попытка героини покончить с собой, где мы видим пузырек с таблетками на первом плане и входящих в комнату людей на заднем, была создана с помощью двойной экспозиции.
Грим был одной из самых важных составляющих фильма, поскольку многим актерам предстояло сыграть своих героев в разных временах, а Уэллс и вовсе появлялся в десятке возрастов: от молодых, до глубоких старых лет. Причем трудно сказать, что было сложнее, поскольку актер выглядел гораздо старше своих двадцати пяти лет. Для "омоложения" его лицо подтягивалось с помощью рыбьей кожи. Морис Сайдерман (кстати, наш соотечественник, эмигрировавший после революции) предварительно изготовил гипсовые слепки лица каждого актера, на которых разрабатывал варианты пластического грима. Также использовались контактные линзы, которые вызывали сильнейшую боль. Нанесение грима могло занимать от двух с половиной до шести с половиной часов.
Ещё из особенной сложностью, с учетом оборудования того времени, состояла в полифоническом сочетании разноплановых звуков. Не менее важно, что при работе над фильмом Уэллс отказался от фонотеки готовых шумовых эффектов RKO, предпочтя делать собственные уникальные шумы, что, разумеется, обогатило звуковую палитру картины.
Поэма приводит к латинскому выражению "Carpe diem", что означает как призыв проживать каждый день с удовольствием, не откладывая полнокровную жизнь на неопределённое и неизвестное будущее. Таким образом, детские санки Кейна с надписью "роузбада", можно понимать как символ утраченного времени, счастья, самой жизни прожитой зря.
Данный фильм, до сих пор остаётся в истории искусства киноматогрофа.