Найти тему
Шпиль

Дамоклов меч Роскомнадзора

На этой неделе в обществе снова всплыла тема о потенциальной блокировке YouTube в РФ. В ближайшее время это, конечно, вряд ли произойдёт, да и в Минцифры отметили, что они не видят в этом необходимости. Но мы бы не списывали со счетов такую вероятность. Угроза неожиданной блокировки какого угодно ресурса в РФ присутствует постоянно. Напомним, в прошлом году уже были заблокированы Facebook*, Instagram* и Twitter.

Какие у таких блокировок причины и последствия? Формально, эти ресурсы распространяют недостоверную информацию и дискриминируют российские СМИ. То есть, правительство РФ хочет оказать влияние на политику зарубежных частных компаний, и в качестве рычага давления выбирает ограничение доступа к этим ресурсам для российских граждан. Каковы же результаты? Передумали ли эти компании дискриминировать российские СМИ? Нет. Перестали ли продвигать на своих платформах антироссийскую пропаганду? Тоже нет. Может быть, оппозиционно или русофобски настроенные граждане перестали пользоваться этими ресурсами и подвергаться воздействию вражеской пропаганды? Тоже нет. Многие из них уже банально покинули РФ, а те, кто остались, пользуются средствами обхода блокировок и убеждаются в мысли, что Россия — это карикатурный Мордор, а сами они — диссиденты, сопротивляющиеся кровавому режиму.

А вот патриотически настроенные российские пользователи лишились возможности выражать на этих ресурсах своё альтернативное мнение. За нас просто решили, чем мы можем пользоваться, а чем нет.

Может быть, от блокировки пострадали зарубежные IT-компании, и мы их тем самым проучили? Нет. Просто теперь российский рынок для этих компаний окончательно потерял значение. В России они денег больше не заработают, а потому им теперь нет никакого смысла учитывать претензии со стороны нашего законодательства и правительства.

Кроме того, какой вывод сделают IT-компании, которые ещё не попали под российские санкции? Незачем вкладываться в российский рынок, денег здесь нет, зато рисков много, а потому идти на какие-то уступки местному правительству смысла нет. Пойдёт ли это на пользу России? Вряд ли.

Наверное, стоит задать вопрос, а чего хочет добиться правительство РФ такими блокировками. Чтобы с нашими интересами считались? Пока что получается, что мы пилим сук, на котором сидим. При этом у других стран вполне успешно получается оказывать влияние на Интернет-пространство, да и не только на него. Как? Давайте рассмотрим на примере Европы и Китая.

Европейский Союз — это один из важнейших рынков сбыта товаров и услуг. Его экономическое значение настолько велико, что их законы имеют влияние на весь мир. Помните, как пару лет назад сайты начали показывать надоедливые сообщения о том, что они используют cookie и просить с этим согласиться? Это прямое следствие того, что в ЕС приняли закон, обязывающий сайты так делать. И все подчинились. Не нужно было ни грозить, ни выставлять требования — одна лишь вероятность потерять европейский Интернет-трафик была достаточным стимулом.

Производители электронных устройств тоже вынуждены считаться с регуляциями ЕС. Если вы увлекаетесь видеосъёмкой, то наверняка замечали, что многие фотокамеры имеют лимит в 29 минут и 59 секунд непрерывной записи видео. И дело тут не в аппаратных ограничениях устройств, а в том, что по европейским законам устройство, которое может непрерывно записывать 30 минут видео квалифицируется как видеокамера, что повышает торговые пошлины и налоги на него. В итоге потребителям, в том числе в РФ, приходится делать выбор: либо покупать камеру с искусственным ограничением функционала, но дешевле, либо без такого ограничения, но дороже. Ну а из недавнего: компания Apple будет вынуждена внедрить в своих устройствах универсальный порт USB-C именно благодаря европейским законам.

А что в культурном поле? Казалось бы, основная задача Голливуда это продвижение LGBT, «борьбы с белым расизмом» и прочей актуальной западной повестки. Однако создание голливудских фильмов требует огромных денег, а их приток зачастую зависит от сборов в Китае. Поэтому, несмотря на всё это, они вынуждены вырезать для китайского проката сцены с персонажами нетрадиционной ориентации, убирать чернокожих актёров с постеров, а при написании сценариев учитывать пожелания китайской Компартии — не упоминать Тайвань как независимое государство и так далее.

Нам о таком влиянии пока можно только мечтать. Российские Интернет-запреты зачастую выглядят истерической попыткой не потерять лицо. Причём очевидно, что наше культурное и информационное влияние на западные страны на порядки ниже — вряд ли кто-то в США или в Европе будет переживать о блокировке Вконтакте, Яндекса или запрета на прокат российского кино. Так что мы бы предпочли, чтобы наше правительство работало не над изоляцией России, а над созданием благоприятных условий для появления у нас продуктов и ресурсов, которые смогут быть конкурентными по всему миру. Желательно делая выводы из провалов Сколково и «наших ответов Голливуду». Возможно, наши власти хотят сделать из России второй Китай, но пока что скорее получается второй Иран.


* Meta Platforms, Inc. признана экстремистской организацией в РФ