Добрый день! Эта публикация продолжает историю о культуре средневековой Европы, о христианстве, и, в частности, о Священном Писании - Библии. В прошлой публикации мы добрались до 19-ой главы Евангелия от Иоанна.
В начале двадцатой главы рассказывается как в первый день недели, а у евреев это тот, что мы привыкли называть воскресеньем, Мария Магдалина, еще в темноте приходит ко гробу. Она не несет масла, как говорилось во всех трех синоптических Евангелиях про жен-мироносиц, которых у Луки и Марка описано три, а у Матфея - две. Это и логично, ведь Иосиф Аримафейский и Никодим в прошлой главе уже умаслили Иисуса, не пожалев ароматической смеси.
Мария увидела, что камень отвален от гроба, побежала к ученикам Симону-Петру и
“другому ученику, которого любил Иисус” [Иоанн 20:2]
сказать, что тела нет:
“унесли Господа из гроба, и не знаем, где положили Его” [Иоанн 20:2].
Ученики побежали к гробу, но тот который любимый ученик прибежал первым. Он увидел лежащие пелены, Петр зашел внутрь гроба и тоже увидел пелены и плат с головы. Они поняли, что тело не украли, потому что похитители не стали бы снимать все это с тела, и любимый ученик уверовал, а про Петра мы ничего не знаем. Здесь Иоанн добавляет:
“Ибо они ещё не знали из Писания, что Ему надлежало воскреснуть из мёртвых” [Иоанн 20:9].
Христос им намекал-намекал, а они все не знали…
Ученики вернулись к себе, а Мария осталась плакать у гроба. Она заглянула внутрь и увидела там двух ангелов. Напомню, что у Матфея был один ангел, у Марка - один юноша, у Луки два ангела. Они спросили:
“жена! что ты плачешь?” [Иоанн 20:13].
Магдалина ответила:
“унесли Господа моего, и не знаю, где положили Его” [Иоанн 20:13].
Мария обернулась назад и увидела самого Спасителя, но не узнала его. Иисус задал ей тот же вопрос, что и ангелы. Она решила, что это садовник и просила:
“господин! если ты вынес Его, скажи мне, где ты положил Его, и я возьму Его” [Иоанн 20:15].
Тут Христос назвал ее по имени, и она узнала его:
“не прикасайся ко Мне, ибо Я ещё не восшёл к Отцу Моему; а иди к братьям Моим и скажи им: «восхожу к Отцу Моему и Отцу вашему, и к Богу Моему и Богу вашему»” [Иоанн 20:17].
Мария побежала к ученикам и все рассказала. Любопытно, евангелист Марк писал, что женщины никому ничего не сказали, т.к. боялись, и Спасителю пришлось явиться Магдалине еще раз.
Вечером того же дня ученики собрались за закрытыми дверями и Иисус тоже пришел к ним, сказав:
“мир вам!” [Иоанн 20:19].
Эти же слова упоминал и Лука в 24 главе. Христос показал свои раны и произнес:
“как послал Меня Отец, так и Я посылаю вас” [Иоанн 20:21],
затем дунул, пояснив:
“примите Духа Святого” [Иоанн 20:22]
и добавил:
“Кому простите грехи, тому простятся; на ком оставите, на том останутся” [Иоанн 20:23].
На этой встрече не было одного из учеников - Фомы, когда же ему рассказали, он сообщил:
“если не увижу на руках Его ран от гвоздей, и не вложу перста моего в раны от гвоздей, и не вложу руки моей в рёбра Его, не поверю” [Иоанн 20:25].
Тогда Спаситель явился через 8 дней и позволил Фоме сделать все, что он хотел. Мне показалось, что поведение этого апостола можно ставить как пример для подражания всем ученым: пока не проверю, не поверю.
Заканчивается глава объяснением, что в этой книге описано не все из того, что делал Иисус:
“Много сотворил Иисус пред учениками Своими и других чудес, о которых не писано в книге сей. Сие же написано, дабы вы уверовали, что Иисус есть Христос, Сын Божий, и, веруя, имели жизнь во имя Его” [Иоанн 20:30-31].
На этом 20-ая глава Евангелия от Иоанна заканчивается. И нам осталась последняя - 21-ая, которая нас ждет в следующей публикации.
В первые годы христианской истории тексты евангелистов воспринимались чаще всего «на слух». Современные люди тоже имеют такую возможность и могут делать это не только в храме, но и в любом удобном для себя месте: аудиокнига Евангелие от Матфея, от Марка, от Луки, от Иоанна.
Ставьте лайк, если было интересно, делитесь в соц. сетях, подписывайтесь на канал Культурология для всех
Другие статьи по культурологии можно выбрать, перейдя на Карту канала
Другие циклы по ЭПОХЕ СРЕДНЕВЕКОВЬЯ:
Культура средневековой Индии - начало здесь
Культура средневековой Шри-Ланки - начало здесь
Культура средневековой Камбоджи - начало здесь
Культура средневекового Таиланда - начало здесь
Культура средневекового Китая - начало здесь
Культура средневековой Японии - начало здесь
Культура средневековой Европы - начало здесь