Найти тему
Эпонимы и Мы

ШАЙБА ШТИХТА

С места - в карьер. Как вы думаете, для чего служит вот эта штуковина?

Фото с сайта https://krok.biz/snyatie-s-proizvodstva/shayba-shtihta
Фото с сайта https://krok.biz/snyatie-s-proizvodstva/shayba-shtihta

Правильно, и для этого тоже. Но изначально всё-таки её придумали для других целей.

Если кто не стал смотреть ролик или искать информацию где-то ещё, подскажу: на фото изображена ШАЙБА ШТИХТА, которая служит очень простым и весьма эффективным устройством, способным значительно облегчить спуск с вершины, делая его контролируемым и более безопасным.

Шайба эта имеет две прорези для работы с одной или двумя верёвками. Работает на верёвках диаметром от 8 до 12 мм. При работе с верёвками небольших диаметров хорошо держит даже на обледенелой верёвке.

Свою родословную это устройство ведёт от звена обычной морской цепи (как вариант такого тормоза — карабинный тормоз). Изобретатель этой шайбы - швейцарский альпинист Фриц Штихт взял его за основу, а потом предложил использовать для торможения простейшую металлическую пластину со щелями.

Вот как проходила эволюция ШАЙБЫ ШТИХТА.

Фото с сайта https://alpindustria.ru/articles/spuskovye-strachovochnye-ustroystva.html
Фото с сайта https://alpindustria.ru/articles/spuskovye-strachovochnye-ustroystva.html

Как уже было сказано, верёвка продевается в прорезь петлёй, в которую вщёлкивается карабин (или два — для сильного торможения). Торможение происходит за счёт трения верёвки о карабин и края прорези, а также зависит от угла охвата верёвкой шайбы. В режиме сильного торможения (с двумя карабинами) ШАЙБА ШТИХТА превосходит степень торможения современных «стаканов» с клиновидными щелями, и становится незаменимой при работе на тонких верёвках.

Фото с сайта https://studfile.net/preview/7491579/page:2/
Фото с сайта https://studfile.net/preview/7491579/page:2/

Однако идеальных изобретений в принципе не существует, недостатки есть и у этой шайбы - в частности, она не позволяет жёстко зафиксировать верёвку. Кроме того, при выстёгивании верёвки можно потерять шайбу, если не пристраховывать её отдельно. А ещё одним недостатком является то, что не существует разных вариантов заправки верёвки, а значит, нет и возможности увеличивать/уменьшать трение без дополнительных карабинов или других приёмов. Также после нагрузки устройство «прилипает» к верёвке, что затрудняет её выдачу, поэтому к нему со временем приделали пружину.

Фото с сайта https://studfile.net/preview/7491579/page:2/
Фото с сайта https://studfile.net/preview/7491579/page:2/

Позже, когда в конструкцию добавили страховочный тросик, необходимость в пружине отпала.

Впрочем, скалолазы меня поправят, сейчас придумано много куда более современных устройств, который лишены многих недостатков ШАЙБЫ ШТИХТА. Поэтому, в каком-то смысле, её можно считать архаическим раритетом.

А вот про Фрица Штихта, увы, информации вообще нет.

Так что, в каком-то смысле, это ВИСЯК!!!