Венера из Чатал Гююк
В официальных источниках господствует мнение, что на заре человечества существовал матриархат. Такое мнение появилось в 19 веке, оно подкрепляется находками разных статуэток, изображающих Богиню-мать. Они еще называются палеолитическими венерами, потому что были создана в палеолите, то есть до появления земледелия около 10 000 лет назад. Такие статуэтки находят и в более поздних слоях, причем по всей планете. Обычно их понимают как доказательство того, что первое общество было матриархатным. Но так ли это на самом деле? И каким был первый матриархат?
Реальный матриархат
Чтобы ответить на эти вопросы, нам понадобится отправиться в местность, где матриархальный культ сохранялся дольше всего. Нет, на билет я вам денег давать не буду, отправимся виртуально. Перед этим сделаем отступление.
Местность находится в Европе, где существовало множество культур, которые строились вокруг культа богини-матери. Одна из них это Триполье, достаточно известная в русскоязычной среде. Там находят множество интересных статуэток из глины. А то, что такие статуэтки встречаются повсюду, позволило Марии Гимбутас выдвинуть теорию, согласно которой до прихода индоевропейцев везде в Европе царил матриархат. И ведь действительно мы встречаем среди доиндоевропейских культур мы встречаем в основном культ богини-матери и изображения женщин. Посмотрите на минойцев.
Богиня минойцев
Там женщины встречаются в изобразительном искусстве гораздо чаще мужчин. Изображаются они в том, числе во время занятий спортом или охотой. Большинство сюжетов, так или иначе, затрагивает мифологические темы. Там мы не находим изображений бога, но зато находим много фигур женщин. Так неужели мужчины минойцам были не нужны?
Посмотрим на баскскую мифологию. Она очень интересна. Это единственная доиндоевропейская мифология о которой мы знаем от первых уст. Во-вторых она сохранялась до Средневековья, что позволило задокументировать многое из того, что в ней было. Так вот баская мифология строится вокруг культа богини-матери. Мари так её называют баски, древнее имя Амона. Так вот баскская мифология типичный представитель матриархального мира. На первый взгляд кажется, что и общество здесь управлялось женщинами. Однако это современное понимание матриархата. Вы не путайте матриархат с феминизмом. матриархат означал усиление женских функций женщины, и в первую очередь выражался в религии. Феминизм это изобретение современной цивилизации и означает замену мужчины на женщину, чтобы она выполняла побольше мужских функций.
Эускал-баскская
В баскской религии бог-отец есть. Правда изображается он в виде змея. Это Сугаар. Он отец нескольких других богов. Его роль не так ярко проявляется в религии, как у Мари, тем не менее достаточно значительная. И баскское общество в древности руководилось вождями-мужчинами. Только оно было первобытно-общинным и власть царя там не сформировалась. Общество было демократическим, правитель был ограничен в полномочиях. Роль женщины действительно была выше, чем во времена Античности. Но это была роль матери. Она рожала детей, воспитывала их, готовила пищу. Женщина не была воином, царём. Она не несла в себе мужских функций.
Амазонки из древнегреческих мифов, списаны с женщин скифов. Они кстати жили в Крыму. Скифское общество было патриархальным. Строилось вокруг культа бога-отца. Женщины там привлекались к войне, как вспомогательные силы. Матриархата там не было.
Вы удивитесь у минойцев тоже не было матриархата. Их общество управлялось жрецами и строителями. Важную роль играли мореплаватели. Они однозначно были мужчинами.
Бог-отец у минойцев тоже был. Это либо змей, как у басков, изображённый на статуэтке, либо бык. Такие вот зооморфные боги у древнейших народов. Как на картинке.
Тавромахия