Найти тему
GRODNONEWS.BY

«Голосую за обед!». Как оценивают экспериментальное меню школьники Гродненщины

Три учреждения образования Гродненщины участвуют в эксперименте по организации питания школьников.

Открыты для эксперимента

Уже несколько недель в Беларуси проводится эксперимент по организации питания школьников. Это пилотный проект Министерства образования, реализация которого продлится до конца апреля этого года. Участие в необычной инициативе принимает 21 школа страны: по три от каждой области и города Минска.

Участниками эксперимента от Гродненщины стали 3 учреждения образования: СШ №37 г. Гродно, СШ №1 г. Щучина и Верейковская средняя школа Волковысского района. Как подчеркнули в главном управлении образования облисполкома, эксперимент направлен на апробацию новых подходов к режиму питания, приемам пищи и включению в школьные рационы блюд с учетом вкусовых предпочтений детей и детской диетологии.

Другое время и новые блюда

Главная цель эксперимента – выяснить пищевые предпочтения детей и уменьшить количество выбрасываемых продуктов. В числе основных различий экспериментального питания от «базового» школьного – иное время приема пищи и существенное изменение списка продуктов для рациона.

– Важным новшеством является установление времени, от которого зависят графики и кратность питания ребят. Отсчет времени идет не от звонка на первый урок, а именно от момента, когда школа открывает свои двери, – рассказывает старший инспектор отдела социально-экономического развития главного управления образования облисполкома Людмила Заяц. – К примеру, если раньше некоторые ученики питались в школе после первого или второго урока, то сейчас их будут кормить через 3,5 часа после начала работы школы, при обучении во вторую смену – через час после начала уроков, и не позднее часа до их ухода из учреждения образования.

-2

Людмила Заяц подчеркивает: такая корректировка вызвана в первую очередь тем, что дети, позавтракав или пообедав дома, не успевают проголодаться к началу приема пищи в школе, и зачастую приготовленные блюда часто остаются невостребованными.

Сколько раз ученик будет питаться, зависит от времени пребывания его в школе. Если он находится там от 3,5 до 6 часов, положено одноразовое питание, от 6 до 10 часов – двухразовое, а если более 10 часов – трехразовое, – рассказывает Людмила Заяц. – Также в городских школах изменены подходы к приемам пищи. Если раньше дети получали горячий завтрак, обед и полдник, то сейчас – обед, полдник и ужин. При этом в школах, расположенных в сельской местности, сохраняется прежний вариант приемов пищи.

И котлеты, и пицца

Что касается самих блюд, то специально для эксперимента были разработаны 54 технологические карты на новые фирменные блюда, 38 из которых внедрены в примерные двухнедельные рационы питания. Кроме включения новых блюд в рационы детей новшеством в городских школах является включение для всех детей на обед супов. Кстати, прежде, чем вводить в школах новое меню, были изучены отзывы и предпочтения о школьном питании самих ребят и их родителей. Масштабное анкетирование показало, что в подавляющем большинстве учащиеся и их родители довольны питанием, им нравится тот рацион, который есть сейчас. Разве что всем детям хотелось бы иногда получать пиццу, сосиску в тесте, выпечку.

Именно поэтому в процессе эксперимента внедряются новые блюда, которые позволят разнообразить меню. При этом обязательно будут учтены санитарно-гигиенические нормы и полезность блюд, – говорит Людмила Заяц. – К новинкам, которые предлагаются школьникам в рамках эксперимента, относятся, например, творожно-яблочный пудинг, коврижка, куриные оладушки, гнездышки из свинины с овощами, рыбные биточки, крученики и многое другое.

Оцените блюдо!

Что еще интересно – у каждого школьника есть возможность дать оценку блюдам-новинкам. Ежедневно ребята могут путем голосования оценить блюдо.

– В завершении эксперимента будет проанализирована реализация новых подходов, вкусовых предпочтений детей и приняты определенные решения. Они лягут в основу предложений по дальнейшему совершенствованию порядка организации питания школьников, – отметила Людмила Заяц.

Суп едят малыши и старшеклассники

-3

Обо всех плюсах и минусах «вкусного» эксперимента говорить можно будет уже весной – по завершении пилотного проекта. Сейчас же отзывы школьников говорят сами за себя: детям нравится, что блюда стали более разнообразными и учитывается мнение ребят при составлении рациона. Мы заглянули на один из приемов пищи в среднюю школу №37 города Гродно, пообщались с учащимися и руководством учреждения и узнали, что они говорят о таком необычном эксперименте.

В 10:35 в столовую школы пробиться было не так просто: в это время обедают учащиеся вторых и пятых классов. В меню – бургер, перепелиные яйца, овощной салат, чай и мармелад. И звучит, и выглядит вкусно. Но, что самое главное, – это еще и полезно! «Заценили» обед и сами школьники: довольные улыбки и пустые тарелки говорят сами за себя. Отходы – минимальные, разве что не все малыши смогли справиться с большой порцией, но и этот вопрос в рамках эксперимента взят на контроль.

Директор СШ №37 Александр Римша отмечает: до начала реализации пилотного проекта в учреждении образования была проделана большая подготовительная работа: обновлено кухонное оборудование пищеблока, скорректирована расстановка обеденных столов. Это было особенно необходимо, так как за один прием пищи в столовой собираются до 300 детей.

– Наибольшего внимания, конечно, требует составление меню. Необходимо учитывать сразу несколько важных требований – соответствие санитарно-гигиеническим требованиям, полезность продуктов и блюд, предпочтения ребят и запросы родителей, – говорит Александр Римша. – Уже сейчас можно подвести некоторые итоги эксперимента в нашей школе. Например, можно сделать вывод, что супы предпочитают учащиеся начальных классов и старшеклассники. Дети среднего звена съедают суп реже. Некоторые отмечают, что для них предлагаемая порция велика. Мы все это учитываем, чтобы корректировать меню и объемы порций.

-4

Драники, борщ и яблочный сок

По словам Александра Римши, по итогам первой экспериментальной недели среди учащихся был проведен опрос. Блюдами, собравшими больше всего «лайков», стали драники и блинчики с творогом. Из супов больше всего предпочтений было отдано борщу, из напитков – свежему яблочному соку. Причем здесь сошлось мнение и младшеклассников, и ребят старших классов.

Что до «дизлайков», то список оказался несущественным, а возглавил его компот из сухофруктов. Причем что интересно: многие ребята голосовали против не потому, что компот пришелся им не по вкусу, а потому, что просто не захотели его пробовать. Привычные чай и свежий сок оказались куда более востребованными. Не совсем понравился и салат из свежей капусты и яблок – многие ребята проголосовали против этого блюда. Кстати, если до сих пор дети голосовали посредством мессенджеров, то уже в ближайшие дни будет доступен специальный QR-код, перейдя по которому можно будет не только оставить свой голос, но и написать отзыв о любом блюде. Кроме того, оставить отзыв учащиеся СШ №37 могут сразу после обеда на специальном стенде-доске.

-5

– Очень важно, что за такой небольшой срок эксперимента мы видим качественную обратную связь от детей и их родителей. Только в тесном взаимодействии всех участников образовательного процесса можно выработать правильный подход к организации школьного питания детей. Нам в этом плане повезло, ведь в эффективном результате заинтересован каждый, – говорит Александр Римша. – Очень важно, чтобы довольны оставались дети, и пока что нет никаких предпосылок к тому, что данный экспериментальный подход не найдет одобрения у наших воспитанников. Думаю, того времени, что отведено под реализацию пилотного проекта, будет достаточно, чтобы детально изучить предпочтения школьников и организовать их питание максимально эффективно.

«Вкусно и сытно!»

О том, что теперь в школьную столовую ходить начали с большей охотой, нам рассказали учащиеся СШ №37. Ребята поделились: многие новые блюда им нравятся гораздо больше тех, что были в прежнем меню.

– Мне нравится, как нас кормят в школе. Особенно здорово, что теперь нам дают новые напитки, вкусные соки. Больше всего в школе люблю есть суп, а особенно борщ. Еще мне нравится овсяная каша, блинчики. А вот котлеты я не очень люблю. В целом, кормят нас вкусно и очень сытно, – поделилась второклассница Дарья Михайловская.

-6
-7

Положительную оценку новинкам в школьном меню дал и ученик второго класса Сергей Гаврилик. Мальчик рассказал, что ему и раньше нравились блюда, которые готовили повара. При этом кулинарные новинки тоже достойны высокой похвалы.

Мне кажется, сейчас даже стало вкуснее. Иногда блюда бывают необычными для школы: сегодня нам давали бургеры, вчера – блинчики с творогом. Было очень вкусно! Буду голосовать за эти блюда, – говорит Сережа и отмечает, что неплохо бы, чтобы в рацион иногда включали сосиску в тесте: уж очень это вкусно. – Большое спасибо нашим поварам за старания и вкусные обеды!

-8