Продолжаем нашу статью про историю развития и становления современной звукозаписи.
Появление многодорожечной записи
Следующим шагом в звукозаписи стало появление кассет, использующих в качестве носителя информации магнитную ленту, которая на долгие годы стала стандартом для записи и воспроизведения аудио. Переломным моментом стало появление многодорожечных магнитофонов в 1950-х годах. В первых моделях была возможность записывать 4 или 8 дорожек. На тот момент (и еще долгие годы после) инженеры записывались «по-старинке» – последовательно записывали нужные партии с наложением друг на друга. Так записывали еще не одно десятилетие, и не только из-за давней привычки, а еще и потому, что иногда партий было слишком много, а в распоряжении оказывался лишь 4-х дорожечный магнитофон. Если покопаться в записях даже 1970-х годов, можно обнаружить, что гитара записана на одну дорожку с основным вокалом.
Весомый вклад в звукозапись внесла, как ни странно группа The Beatles. Став настоящими звездами и дав понять продюсерам, что любые вложения в группу окупятся с лихвой, они могли позволить себе любое оборудование и любое количество часов в студии. Помогал им небезызвестный продюсер Джордж Мартин.
Вместе с командой лучших инженеров они экспериментировали в студии, пробуя новые, ранее неизвестные техники записи, полностью изменив подход к звукозаписи и открыв много звуковых эффектов, применяемых до сих пор. Перегруженные микрофонные предусилители, эффекты хоруса и фейзера, дилэй, жесткое панорамирование, движение по стереобазе – все это было придумано в 1960-е.
70-е стали рассветом для многодорожечной записи. 16-и 24-дорожечные магнитофоны появились в каждой крупной студии. Это развязало руки инженерам, давая возможность записать и обработать каждый инструмент отдельно. Но уже тогда 24 дорожек не хватало и приходилось прибегать к записи с наложением.
Появилось сразу 2 проблемы. Во-первых, при многократной записи лента изнашивалась. Во-вторых, и это было еще большей проблемой, с каждым новым наложением количество шумов в записи суммировались и качество звучания становилось неприемлемым. Тогда начали появляться системы шумоподавления от компании Dolby и уже к концу десятилетия звукоинженеры научились создавать чистые записи с правильной стереобазой и широкими динамическим и частотным диапазоном.
Переход к цифровой записи
Эксперименты с носителями звука продолжались. Инженеры, да и обычные пользователи, озадачились вопросом сохранности своих виниловых пластинок и кассет. Винил легко царапался, а кассеты после долгих часов воспроизведения обязательно начинали шуметь и «плавать» по темпу.
Цифровая запись казалась логичным продолжением развития как носителей, так и записывающих устройств. Тем более, что первые идеи о конвертации аналогового сигнала в цифровой появились еще в 1937 году. Английский ученый Алек Ривз запатентовал первые идеи об импульсно-кодовой модуляции, которая и лежит в основе оцифровке аудио-сигнала. Но технологии того времени делали процесс экономически неэффективным, и лишь в 1950-х годах, с появлением транзисторов, цифровое аудио начало внедряться в повседневную жизнь.
В 1978 году изобретатель Джеймс Т. Рассел преуспел в записи цифровой информации на прозрачную фольгу, а в 1982 году компании Sony и Philips представляют миру аудио компакт-диск – новый стандарт носителя данных. У цифрового аудио было много преимуществ – записи получались заметно чище, копии не теряли в качестве, а сами диски могли служить дольше при бережном хранении.
Студии звукозаписи оценили плюсы и потенциал цифровой записи и постепенно начали переходить на цифровые рабочие станции. Сначала это были отдельные громоздкие устройства с очень скромными по сегодняшним меркам возможностями. Одной из первых полноценных рабочих станций становится FAIRLIGHT CMI, которая была создана в 1979 году. Она сочетала в себе синтезатор, сэмплер и секвенсор, могла записывать информацию на дискеты и управлялась с помощью сенсорного экрана и стилуса.
Далее появляется формат передачи данных MIDI, который позволяет синхронизировать между собой несколько музыкальных инструментов и устройств, а также передавать команды в компьютер для дальнейшего редактирования. В 1984 году звукорежиссер Карл Штайнберг основывает компанию Steinberg и начинает разработку программного обеспечения для компьютеров. В 1985 году они выпускают программное обеспечение PRO-16, которое позволяет записывать и редактировать до 16 дорожек MIDI.
В том же году компания Digidesign (будущая Avid Audio) представляет программное обеспечение Sound Designer для компьютеров Mac, с помощью которого можно было записывать и редактировать сэмплы с синтезаторов E-MU Emulator-II и AKAI S900. В 1989 году они же выпускают Sound Tools – это комплексный продукт, состоящий из внешнего аудиоинтерфейса и софта. Это был большой прорыв, потому что система позволяла редактировать аудио не затрагивая оригинальный файл. А ведь до этого можно было только перезаписывать данные или резать пленку.
В 1989 году Steinberg представляет первую версию Cubase, которая все еще работает только с MIDI. К концу десятилетия артисты все еще записываются на пленку, но цифровые инструменты и эффекты обработки очень плотно внедряются в музыкальную составляющую – появляются новые жанры и характерный звук 80-х.
Полная цифровизация
В 1991 году появляется Pro Tools – ПО, позволяющее записывать до 4 дорожек аудио, работать с MIDI и автоматизацией. В 1992 году Steinberg выпускает первую версию Cubase, которая умела работать и с аудио и с MIDI. Это время можно считать появлением первых полноценных цифровых рабочих станций (DAW). Конечно, их возможности на тот момент были сильно ограничены и поначалу они появлялись в студиях не как замена для привычного аналогового оборудования, а как дополнение.
В 1994 году Digidesign создаем систему TDM, которая позволяла сторонним разработчикам создавать эффекты для Pro Tools. В 1996 году Steinberg совершают еще одно важное открытие – представляют миру формат VST (Virtual Studio Technology). Он открывал новые возможности для разработчиков плагинов и позволял обрабатывать аудио с помощью эффектов в реальном времени. В этом же году выходит Cubase VST – рабочая станция, предлагающая работу с 32 дорожками, запись и редактирование MIDI, а также большое количество эффектов. Это была первая DAW, которая полностью воссоздавала процесс аналоговой записи в софте. Переход от аналоговой записи к цифровой стал лишь вопросом времени.
После этого начали появляться и совершенствоваться все новые DAW. В 1997 году появляется FL Studio, в 2000 – Reason, в 2001 – Ableton Live, в 2002 – Logic Pro, в 2006 – Reaper. Все компании стремились обеспечить стабильную работу и лучшую производительность, качественные встроенные эффекты и новые алгоритмы обработки аудио. Сегодня возможности DAW ограничены лишь производительностью компьютера и всю работу можно выполнять без использования железных приборов (не считая аудиоинтерфейса для ввода и вывода аудиосигнала).
Мы с вами переживаем новый виток развития технологий, когда часть работы уже выполняет искусственный интеллект. Существуют сервисы по автоматическому мастерингу, который показывают очень хорошие результаты, а некоторые алгоритмы заметно улучшают аудио в один клик или даже сводят проекты и пишут музыку. Надеемся, что вам так же интересно наблюдать за прогрессом, как и нам!