В интересах женщин: образование и наука
Премьер-министр Михаил Мишустин утвердил новую Национальную стратегию действий в интересах женщин до 2030 года. Цели у нее очевидны – соблюдение равноправия мужчин и женщин (напоминаем, иных полов в Российской Федерации нет), различных сферах жизни, повышение экономической независимости и политической активности россиянок, а также профилактика женского неблагополучия.
Ключевые тезисы из Стратегии:
Более половины граждан, имеющих высшее образование, - женщины (55 процентов). Среди высококвалифицированных научных работников женщины составляют
значительную часть (28,3 процента среди докторов наук и 43,4 процента среди кандидатов наук).
Около 30 процентов организаций, являющихся субъектами малого и среднего бизнеса, возглавляют женщины.
Доля женского предпринимательства в социальной сфере достигает 90 процентов, в сфере услуг – 58 процентов.
Главные проблемы: неравнозначная оплата труда, барьеры занятости, стеклянный потолок.
В тексте Стратегии есть некоторые крайне новаторские для России формулировки, из которых нет-нет, да покажется понятие «гендера»:
«Сохраняются барьеры занятости для женщин, обусловленные стереотипными представлениями о социальных ролях мужчин и женщин».
Или, например: «создание условий для сохранения традиционных семейных ценностей и достижения баланса между обязательствами в частной жизни и в деловой сфере в целях повышения качества жизни женщин».
Образование является, пожалуй, ключевым звеном в реализации всех благих намерений, обозначенных в Стратегии. Женщины должны иметь возможность пройти профессиональную (пере)подготовку, а также определить ребенка в ясли и детский сад.
Впрочем, сам факт доступности яслей и садов – это лишь одна сторона медали. Вторая – это реальность, при которой дети то в саду, то болеют дома. В этом и есть причина нежелания многих коммерческих структур нанимать женщин на работу.
Достижение цели Стратегии осуществляется в рамках следующих основных направлений деятельности:
– укрепление позиций женщин в общественно-политической жизни страны. Создание условий для развития их гражданской активности;
– повышение роли женщин в развитии общества, улучшение качества их жизни;
– расширение участия женщин в приоритетных направлениях социально-экономического развития страны, включая формирование новых точек роста экономики;
– сохранение здоровья женщин всех возрастов. Создание условий для повышения роли женщин в формировании здорового общества;
– профилактика социального неблагополучия женщин.
Все предлагаемые меры можно разделить на несколько блоков:
1. Профессиональная (пере)подготовка.
2. Формирование предпринимательских и лидерских компетенций.
3. Приобщение к инженерному творчеству.
4. Цифровая интеграция.
5. Меры поддержки – детсады, ясли, школы полного дня.
6. Достижение равноправия не только в законах и стратегиях, но в умах и действиях россиян и россиянок.
Отметим здесь лишь две задачи по научно-образовательным сюжетам:
«популяризация технических и технологических профессий и специальностей и повышение интереса к точным наукам среди девочек и женщин;
продвижение женщин-ученых».
Если говорить кратко – больше женщин-технарей и айтишниц!
В число показателей для мониторинга реализации госполитики в интересах женщин входят, помимо прочего, два ключевых для сферы образования и исследований:
«– доля женщин среди лиц, имеющих высшее и среднее профессиональное образование (по областям образования), в общей численности населения, имеющего высшее и среднее профессиональное образование (по областям образования);
– доля женщин среди кандидатов и докторов наук по областям науки в общей численности кандидатов и докторов наук по областям науки».
Женщины в России находятся в двойственном положении. С одной стороны, «бабское царство» поствоенного Союза и лихих 90-х вырастило не одно поколение наших соотечественников (причем волны нахлестывались друг на друга). С другой, во многих областях – встречается такое даже в научно-образовательной – иногда можно встретить архаические воинствующе-патриархальные взгляды.
Материал в нашем Телеграм-канале: https://t.me/scienpolicy/29926