"Старая графиня *** сидела в своей уборной перед зеркалом. Графиня не имела ни малейшего притязания на красоту давно увядшую, но сохраняла все привычки своей молодости, строго следовала модам семидесятых годов и одевалась так же долго, так же старательно, как и шестьдесят лет тому назад …"
Пушкин не мог видеть эту картину. Она появилась в галерее парфюмера Брокара в конце XIX века. До этого она находилась в Амстердаме, а Пушкин, как известно, за границей никогда не был.
Однако мне кажется, это одно из наиболее точных описаний картины "Аллегория бренности" итальянского художника 17 века Бернардо Строцци. Другое ее название "Старая кокетка" мне не нравится. Оно слишком поверхностное и легкомысленное.
Есть версия, что художник Строцци мог прочитать поэму 1620 года анонимного автора: "Бедная женщина, как ты можешь любоваться своей красотой, от которой не осталось и следа. Прочь, прочь зеркала, и не думай о том, чтобы украшать свое лицо румянами и пудрой"
Интересно еще и то, что картина "Аллегория бренности" вступает в диалог с работой Рубенса "Венера перед зеркалом", где, напротив, изображена молодая и прекрасная богиня. Бернардо Строцци очень почитал Рубенса, был не только знаком с его работами, но и с ним лично.
Итальянский художник Бернардо Строцци был очень популярен в Генуе, где родился и вырос, а потом в Венеции, куда сбежал от монахов-капуцинов.
17 век – время барокко, символов и аллегорий.
Эта эпоха наступила вслед за Ренессансом. Сюжеты стали носить более назидательный характер. Стиль барокко очень любила католическая церковь, считая что пышные и грандиозные картины в соборах привлекут внимание верующих и отвратят их от опасных идей реформации.
Бернардо Строцци прекрасно вписался в этот стиль.
Он родился в Генуе в небогатой семье. Однако родители нашли возможность отправить его учиться в латинскую школу (что-то вроде классической гимназии). Рисование давалось ему лучше всего, поэтому очень скоро его дальнейший путь был определен. Молодой человек стал брать уроки живописи и был очень успешен.
Но внезапно жизнь его резко изменилась. В 18 лет ему было видение: явившийся Святой Франциск указал ему дорогу в монастырь братьев-капуцинов. Он принял постриг в одном из самых строгих орденов, где монахи жили подаянием в суровой скромности и лишении.
В монастыре Сан-Барнаба в течение 10 лет он усердно писал картины и фрески на религиозные сюжеты.
Но вот умирает отец. Бернардо подает прошение выйти из ордена и стать обычным священником, чтобы иметь возможность поддерживать деньгами мать и незамужнюю сестру. Скрепя сердце настоятель его отпускает.
А за стенами монастыря бурлит жизнь. Талантливый художник попадает в поле зрения влиятельной семьи Дорио-Чентурионе. В творчестве Строцци появляются портреты и светские сюжеты.
В Геную стекаются художники-караваджисты из европейских городов.
Стиль Караваджо настолько вдохновляет Строцци, что он даже на время уезжает в Рим, чтобы лично познакомиться с Караваджо. В результате он завалил сроки сдачи работ, заказанных Луиджи Чентурионе.
Через некоторое время в семье случаются разные события – умирает мать, а сестра выходит замуж. И вот уже нет повода вести жизнь светского священника.
Настоятель монастыря капуцинов требует Бернардо обратно.
Но кому же захочется, вкусив свободы, возвращаться в скудную и суровую жизнь монаха?
В общем, дело доходит до церковного суда. Его обвинили в совершении неизвестного действия, которое якобы нанесло «посрамление его священному обычаю». Скорее всего, имелась в виду живопись на светские сюжеты.
Как пишет Раффаэло Сопрани, биограф Строцци, ни заступничество патронов Дорио-Чентурионе, ни протекция папы римского не влияют на решение суда. Он должен вернуться. И более того, отсидеть полтора года в монастырской тюрьме за неповиновение.
Под конвоем монахов Бернардо отправляется в тюрьму, но по дороге ему просто необходимо проститься с сестрой и племянниками. Войдя в одну дверь дома, он через полчаса, сбрив бороду и переодевшись в женское платье, убегает от стражников.
Он держит путь в Венецию. Разумеется, патроны-спонсоры снабдили его рекомендательными письмами и всевозможными охранными грамотами.
Расцвет творчества Строцци приходится на венецианский период, где он написал свои многочисленные работы.
Воздух свободы сыграл с профессором Плейшнером художником Строцци злую шутку))
На картинах бывшего монаха-капуцина стали появляться пышные женские тела и глубокие декольте. Дело даже дошло до написания картин на мифологические сюжеты.
В Венеции в моде картины-аллегории. Аллегории чаще изображали при помощи натюрмортов, где каждый предмет имел значение, которое вписывалось в общий смысл. Строцци выходит за привычные рамки аллегорий-натюрмортов.
Живопись, Скульптура и Архитектура к концу эпохи Возрождения получили статус свободных искусств. Художник создает раскованные женские образы, которые их олицетворяют. Они не блещут первой молодостью, волосы их растрепаны, но они полны сил, энергии, великолепны в своей роскошной весомости. Каждая держит в руках орудие своей профессии. Рядом изображен старец Гомер - воплощение Поэзии.
Порой художник изображает людей не просто далеких от идеалов красоты, а даже совсем непривлекательных, как еще на одной аллегории «Три судьбы»
Три сёстры-мойры плетут нити судьбы. Каждая нить – это чья-то судьба.
Первая - мойра Клото - дает жизнь, определяя время рождения. Она обладает даром предсказания. Вторая сестра, Лахесис, по жребию решает, каким будет рождённый человек – несчастным или настоящим счастливчиком.
Наконец, третья, чье имя Атропос означает неотвратимость судьбы, перерезает нить жизни человека, прекращая его путь в мире живых.
Путь художника Бернардо Строцци по прозвищу иль Капуччино закончился в Венеции в 1644 году.
Ваш gid_artmoskva