Найти в Дзене

Мифологическое фэнтези Мадлен Миллер или "три в одном": "Песнь Ахилла", "Цирцея", "Галатея"

Сегодня хочу рассказать о книгах специалиста по античной литературе и шекспироведа Мадлен Миллер.

Мадлен Миллер на церемонии премии «Orange», источник - thedailybeast.com
Мадлен Миллер на церемонии премии «Orange», источник - thedailybeast.com

В 2011 году она представила свой первый художественный роман «Песнь Ахилла», над которым она работала десять лет. Книгу ждал успех у читателей и признание критиков, а в 2012 году за это произведение писательница получила престижную премию «Orange». Вслед за ним вышел роман «Цирцея», который ждал не меньший успех, в том числе и экранизация. В 2013-ом появился рассказ «Галатея», у нас он пока не переведен.

Как ни странно, это не цикл, хотя он напрашивается, так как действие каждого из них разворачивается в пространстве древнегреческого мифа:
- "Песнь Ахилла" написана по мотивам гомеровской "Иллиады";
- "Цирцея" - по мотивам гомеровской "Одиссеи";
- "Галатея" - вольное переложение мифа из "Метаморфоз" Овидия.
А теперь о самих книгах.

Рассказ о романе «Песнь Ахилла» перекликается с рубрикой "Книга из "Гипериона"", я делала подробный обзор для них. По традиции приношу и сюда.

-2

«Песнь Ахилла» - одно из самых сильных в эмоциональном плане произведений из читаемых мной в последнее время. Мадлен Миллер практически не отходит от первоисточника в плане событий Троянской войны, зато наделяет персонажей характерами, мечтами, чувствами, эмоциями, делая своих героев человечными, близкими и понятными читателю. С ними, Патроклом и Ахиллом, проходишь весь их жизненный путь: видишь, как мальчишки встретились, как подружились, какими они были и как менялись, как взрослели, как между ними вспыхнуло глубокое чувство, которое они пронесли через всю свою короткую жизнь. Им сочувствуешь, за них переживаешь. История Ахилла и Патрокла захватывает и несёт к событиям древнего эпоса, к его трагической концовке. На протяжении всего романа не покидает чувство обреченности, потому что знаешь, чем всё закончится. И всё же это не переложение Гомера. Пусть иного конца для Патрокла и Ахилла автор не выдумала, но её книга, в отличие от первоисточника, переполнена чувствами и эмоциями, они захлестывают, и в конце романа становится почти физически больно от того, как автор показала трагедию потерь. В этом проявилось вторая специализация Миллер – в античную историю она привнесла воистину шекспировские страсти.

-3

Повествование ведётся от лица Патрокла, верного спутника знаменитого Ахилла. Неудачник, презираемый сверстниками и собственным отцом, в раннем возрасте случайно убивает сверстника и отправляется в изгнание. Во Фтии он встречает наследника трона, царевича Ахилла. Если Патрокл является самым обычным мальчишкой, ничем не выдающимся, страдающим от одиночества, неуверенным в себе, то Ахилл – его полная противоположность. Сын царя Фтии и морской нимфы Фетиды сияет, излучая уверенность и силу. При этом Мадлен Миллер рисует его простым и справедливым. Он – лучший, но это не меняет мальчика, он не становится заносчивым и не смотрит на других свысока, ему чужда гордыня. Ахилл приглядывается к изгнанникам, которых в количестве принимал у себя его отец Пелей, и к всеобщему удивлению выбирает себе в спутники Патрокла, объясняя свой выбор легко и просто: «Мне с ним интересно». Так они и растут вместе. Бок о бок. Вместе отправляются на Пелион, где учатся у Хирона. Вместе проходят период взросления. Вместе отправляются к стенам Трои…

В повествовании о десяти годах осады Трои проявляется индивидуальный взгляд американской писательницы на те далекие события. В отличие от Гомера, она не воспевает героизм, не складывает гимн подвигу, а, наоборот, показывает, как жажда славы и гордыня могут погубить множество жизней. Как это меняет людей. Слава - добыча, от которой каждый хочет откусить самый большой кусок. И в то же время она - капризная женщина, что требует поклонения и взращивает ревность. Ахилл, рожденный для подвига, как внушала ему мать, выбравший славу и скорую смерть вместо спокойной и долгой жизни в безвестности, пришёл за своей долей. Пришёл стать героем, чтобы его имя сохранилось в веках. Слава, как проклятое золото, в один момент затмевает его разум, как до этого сделала с лидером ахейского войска Агамемноном, что ревновал её к своему самому сильному воину, одно имя которого вызывало ужас у троянцев. Но у Ахилла был Патрокл. Благодаря ему Ахилл сохранял человечность почти до самого конца. Лучшему из ахейцев было суждено погибнуть первым, но никто не видел, кто же этот лучший. Мойры уже сплели судьбу, и как бы Патрокл и Ахилл не пытались избежать уготованного им конца, это было всего лишь время, взятое взаймы. Боги не прощают. Боги ведут свою игру. Боги не позволят изменить судьбу.

Миллер говорит о цене, которую приходится платить за гордыню и жажду славы. О том, что история пишется кровью, но пишут её сами люди. А вмешательство богов – мифическая и фэнтезийная составляющая. Главное же в самих нас, в наших решениях и в том, что нами движет.

Мы все знаем, чем для Патрокла и Ахилла закончилась война с Троей. Но Миллер дописывает историю дальше и рассказывает о последующих событиях тоже с точки зрения своей позиции. В конце концов, две разделенные души, что так стремились друг к другу, всё же обрели покой. И пусть здесь имеется выдумка писательницы, но в неё очень хочется верить. И веришь.

-4

Да, это женский взгляд. Да, это эмоциональное чтение. Да, это мифологическое фэнтези, в котором автор, придерживаясь основных событий «Илиады», тем не менее создала свою историю за счет выбранных ею версий мифов и легенд, которые она сложила в миф новый. Её Ахилл прежде всего человек. Мадлен Миллер взяла ту версию, где не было вод Стикса, куда своего сына окунала мать, поэтому он смертен, а вся его сила в божественном происхождении, которое дало ему удивительную скорость и стопроцентную меткость. Автор придерживалась классических вариантов, поэтому в роман включен и эпизод, связанным с пророчеством о гибели сына в походе на Трою, когда Фетида спрятала совсем юного Ахилла на Скиросе, переодев девочкой. Но, коварный Одиссей… Его б коварство да пораньше в осаде Трои, может быть и не было бы стольких смертей.

В романе «Цирцея» Мадлен Миллер представила новый взгляд на мифы Греции, на героев "Одиссеи", на события, описанные в знаменитой классической поэме античности.

-5

Повествование ведется от имени Цирцеи, дочери Гелиоса и океаниды Персеиды, самой "неудачной" из всех их детей. С самого детства её преследовало одиночество. Цирцея Мадлен Миллер слишком не похожа на богов и их бессмертных отпрысков, ей свойственны черты, которые больше присущи человеку, нежели могучему существу, которое вообще не должно думать о судьбе каких-то там смертных. Для богов исключения составляют только те, что являются фигурами в "играх" между ними, или привлекают внимание иными качествами, понятно какого плана, от таких связей и рождались чудовища и герои, которым в последствие приходилось друг с другом бороться. Что поделать, отражение былой войны между Олимпийцами и Титанами. Так получилось, что такой разменной монетой в отголосках той старой распри, а ныне шаткого мира, стала и Цирцея. Оказалось, что она не такая уж неудачная, но именно благодаря ей мир богов и титанов узнал об особом даре детей Персеиды, что совсем не понравилось братьям и сестре, а также сияющему Гелиосу, но больше всего матери, для которой последствия от открывшейся тайны стали самими неприятными. Раньше Цирцею не любили, некоторые презирали, а теперь ещё и возненавидели. Ссылка, на самом деле, была не таким уж плохим вариантом. А одиночество...

Одиночество - её удел. Но благодаря долгому пребыванию в одиночестве Цирцея смогла найти себя и отточить своё колдовское мастерство практически до совершенства. А там и гости стали появляться, как постоянные, так и временные. Так, через остров Эя, прошли все события долгих лет, откладываясь в памяти бессмертной. Она очень долгое время была лишь наблюдателем, которую насмешник Гермес развлекал своим обществом и рассказами о том, что происходит в мирах богов, титанов и людей. Но затем к её острову приплывает корабль и жизнь Цирцеи начинает меняться. Каждая новая встреча с внешним миром меняет её и открывает новую грань жизни. Есть особенные события, как посещение Крита, куда её вызвала сестра Пасифая, жена царя Миноса. Так богиня колдунья острова Эя помогла появиться на свет Минотавру. Главным для самой Цирцеи на Крите стало знакомство с Дедалом. Но самым судьбоносным событием, которое в итоге перевернёт всю её жизнь, станет появление на её острове Одиссея...

-6

Очень много лет прошло с тех времен, когда Цирцея сидела у ног своего могущественного отца. Очень. Мир менялся, события в мире людей сметали города и царства, а боги и монстры всё так же удовлетворяли свои амбиции и прихоти, соревнуясь и разыгрывая свои партии на шахматной доске человеческого мира. Бессмертным нужны смертные, чтобы "играть". А Цирцея... Она обрела счастье, она нашла то, что искала. И так хочется, чтобы все её мечты, что озвучила Цирцея в конце книги, стали явью. Но мы читали предания...

Впрочем, Цирцея Мадлен Миллер совсем не такая, какой мы её привыкли видеть в более классических интерпретациях и оригинале. Её Цирцея - мудрая и сильная женщина, которая умела смотреть вглубь, которой были не чужды человеческие чувства и эмоции. Из забитой и забытой девочки она превратилась в ту, которая посмела бросить вызов и титанам, и богам, потому что у неё появилось то, за что есть смысл бороться. Да и история американской писательницы и литературоведа всё же иная, поэтому я могу надеяться что то, что произойдёт с Цирцеей уже за рамками сюжета романа, будет расходиться с её судьбой из классических преданий. Эта Цирцея заслужила любовь и счастье.

-7

И коротко о "Галатее". Пока у нас произведение не переводили, причем даже любители, но текст на английском можно спокойно найти в сети. У Мадлен Миллер получилась совсем не прекрасная сказка о любви художника к своему творению. Здесь любовь заменяет темная страсть, которая вызывает жажду обладания, дикую ревность даже к собственному ребенку, злость за малейший изъян, что случаются на идеальном теле, ставшим плотью. При этом миллеровский с наслаждением сам "Пигмалион" оставляет свои "метки" на теле в виде синяков, восхищаясь затем их совершенном сочетанием цветов, как играют они на мраморно-бледной коже и... Впрочем стоп, об этом не буду, так как спойлер. Только вот хотелось бы узнать, что бы подумала Афродита, увидев такой итог её усилий по оживлению прекрасного произведения искусства и надежд на великую любовь, что загорится между двумя сердцами - человеческим и бывшим каменным. "Галатея" американской писательницы - современная драма, поднимающая вечную тему того, что есть женщина в глазах мужчины. Из всех трех произведений рассказ наиболее далёк от своего оригинала.

Книги нет, поэтому обложки иностранных изданий из сети
Книги нет, поэтому обложки иностранных изданий из сети

В заключении хочу сказать, что на мой взгляд не зря Мадлен Миллер потратила столько времени на проработку своих историй. Всё получилось. С её книгами происходит главное, чего ждёт читатель – полное погружение в созданный автором мир, в котором все события проживаешь вместе с главными персонажами.