Найти тему

«Голубая роза» - романтичные и мечтательные символисты.

В 1907 году в торговом доме короля русского фарфора Матвея Кузнецова на улице Мясницкой прошла одноименная выставка. На ней были представлены работы Павла Кузнецова, Николая Сапунова, Сергея Судейкина, Николая Крымова, Мартироса Сарьяна, скульптора Александра Матвеева и других – в общей сложности 16 художников.

Эмблема объединения художников «Голубая Роза»
Эмблема объединения художников «Голубая Роза»

Павел Кузнецов, Петр Уткин и Александр Матвеев встретились и подружились еще за 10 лет до выставки, в родном Саратове.

Ученики Московского училища живописи, ваяния и зодчеста: Петр Уткин, Владимир Половинкин, Мартирос Сарьян, Михаил Кузнецов, Павел Кузнецов. 1904 год.
Ученики Московского училища живописи, ваяния и зодчеста: Петр Уткин, Владимир Половинкин, Мартирос Сарьян, Михаил Кузнецов, Павел Кузнецов. 1904 год.

Позже они переехали в Москву и нашли единомышленников, которые тоже выбрали своими духовными наставниками Виктора Борисова-Мусатова и Михаила Врубеля. Именно на их работы ориентировалось лирическое, нежное, зыбкое творчество «Голуборозовцев».

Михаил Врубель
Михаил Врубель
Виктора Борисов-Мусатов
Виктора Борисов-Мусатов

У «Голубой розы» не было строгого манифеста, они тянулись к свободе, характеризуя свое творчество так:

«Искусство вечно, ибо основано на непреходящем, на том, что отринуть нельзя. Искусство едино, ибо единый его источник — душа. Искусство символично, ибо носит в себе символ вечного во временном. Искусство свободно, ибо создается свободным творческим порывом».

«Голубой фонтан» Павел Кузнецов, 1905 год
«Голубой фонтан» Павел Кузнецов, 1905 год

Несмотря на мягкость и отсутствие резких заявлений, работы художников вызывали неоднозначную реакцию у зрителей и критиков. Например, в 1902 году Кузнецов, Уткин и Петров-Водкин (который тоже на короткое время входил в союз) получили заказ на роспись церкви Казанской Божьей Матери в Саратове. Фрески были признаны «немолитвенными и нехудожественными», после чего их жестоко уничтожили.

А.A. АРАПОВ. Северная песня. 1908
А.A. АРАПОВ. Северная песня. 1908

В советское время символизм считался «декадентским», чуждым «советскому зрителю». Нежную «Голубую розу» подвинул с Олимпа дерзкий и бесстрашный «Бубновый валет».