Наилучшим временем для охоты с лайками по способу «постанова» следует считать утро — с рассвета до того момента, пока лоси ещё не легли отдыхать, т.е. примерно часов до 11-12. Давно охотниками замечено, что лоси, будучи найденными собаками во время отдыха, на лежке, стоят много хуже, и вскочив с лежки, как бы испугавшись, бегут прочь. Это и понятно, если принять во внимание и работу собак, и психологию зверя, который как бы должен приглядеться, привыкнуть к ним.
Во время вечерней кормёжки лоси также менее пугаются, но вечер всё же нельзя признать наилучшим уже потому, что дело к ночи и в случае, если лоси сорвутся с постанова, охоту приходится переносить на следующий день.
Работа хорошей лайки по лосю - это проявление наивысших духовных и физических свойств собаки, находящихся в гармоничном сочетании. Если охотник - тонкий знаток собак и наблюдатель в природе, сможет проследить от начала до конца всю филигранную работу лайки-лосятницы, которая то с умным, вкрадчивым, любопытным видом мягко лает впереди лося, то с величайшим напряжением всего своего организма обгоняет стороной лесного великана, как паровоз с треском стремящегося по дикому лесу, и вновь задерживает его уже более энергично и напористо, он невольно согласится и скажет, что способности зверовой лайки граничат с гениальностью.
Хорошая и достаточно опытная лосятница всегда обладает широким поиском. Судя по следам, охотники считают, что ширина поиска лосятниц измеряется в несколько верст. При поисках лосей охотники делают нередко большие дневные переходы, и при таких переходах иногда лайки исчезают на несколько часов. Это означает, что они где-то очень широко ищут, по всей вероятности, в тех жировках, которые им были знакомы раньше. Разве это не говорит о памяти и уме лайки?! Нередко охотники слышат лай вдали, за две-три версты и, дойдя до лая, убеждаются в том, что собаки уже давно нашли зверя и держат его.
В том случае, когда зверя в данной местности нет, лайки, обыскав всё вокруг, спустя несколько часов возвращаются к хозяину и спокойно идут дальше.
Человеку, не знающего тонкостей этой охоты, будет многое непонятно. Он подумает, что эти собаки плохие и даже бесполезные, т.к. не ищут «по таким дивным местам». На самом же деле, опытная лайка, обыскав уже весь район и все знакомые жировки, превосходно знает, что тихоход-хозяин идёт и будет долго ещё идти по пустым местам. Невольно, мысленно представляешь досаду собаки: хозяин идёт и что-то надеется найти, когда она уже заранее обежала всё и прекрасно знает, что там ничего нет! Наблюдательные охотники поэтому хорошо понимают поведение собаки. Если её долго нет, надо или прислушиваться, где она лает, или же идти по следу собаки, т.к. иногда это бывает единственным выходом. Если же собака вернулась и со спокойным видом идёт сзади, это значит — лосей нет, можно переходить в другие районы.
Широкий, так называемый, глубокий поиск для лосятницы при этой охоте является наиболее желательным. Сами охотники, конечно, должны обходить все жировочные места и всё время прислушиваться, не слышен ли лай собак. Услышав лай и определив его направление, охотники торопятся поскорее дойти до места постанова, т.к. зверь не всегда долго стоит, нередко «срывается» и уходит. Здесь дорога каждая минута. Иногда, запоздавши немного к постанову, охотники потом мучаются и день, и два, если лоси плохо стоят. Промышленниками уже давно замечено, что лоси стоят под собаками далеко не одинаково в разные сезоны.
Дальнейшая работа хорошей лосятницы протекает следующим образом.
Найдя свежий след, собака молча добирается до самого зверя. Хорошая, чутьистая лайка пойдёт по следу, который имеет двух и даже трехдневную давность. Для другой, не чутьистой - такой след может показаться старым, и самостоятельно по нему она не пойдет. В этом случае охотники, найдя такой след, должны сами проявить инициативу и, идя следом, стараться дойти с собакой до свежих жировок лося. Бывают, конечно, случаи, когда лайки причуят или просто наткнутся на самих зверей, без предварительного хода по следу.
Так или иначе, добравшись до зверей, хорошая лайка весьма осторожно начинает лаять на лося, не подбегая к нему ближе 20-30 шагов. Грубый, энергичный или чересчур злобный лай и наскок может в большинстве случаев испортить дело, заставив зверей уйти. Собак, которые таким грубым образом атакуют зверя, промышленники называют «хамистыми» и часто бракуют их. Хорошая, опытная лайка должна тихо и спокойно появиться перед лосями, лай начать редкий, легонько и издали, как бы успокаивая зверя. При этом собака должна быть всё время впереди лося, лаять «с головы» - тем более, не бросаясь к нему сзади. Постепенно лось, успокоившись и как бы обтерпевшись, будет выдерживать и более энергичный и злобный лай; важно сразу, с первых минут, не стронуть его.
У одного охотника собака, найдя лося, сначала не лаяла, а просто оббегала его большим кругом, затем перед ним, шагах в 30-40, валялась в снегу и потом слегка взвизгивала, подождет, ещё взвизгнет и уже затем легонько и тихо начинает лаять, всё время держась чуть сбоку. Лай её постепенно становился более энергичным, злобным и настойчивым.
Вот такую работу, в сущности, следует признать очень хорошей. Одним словом, лайка должна вести себя так, чтобы лось не стремился избавиться от неё, убежать, а наоборот, заинтересоваться ею. Лось сначала смотрит на собаку довольно спокойно, но зорко, и перестаёт кормиться, затем начинает постепенно сердиться на назойливую зверушку. Он как-то странно «шепчет» и «бунчит» своей громадной верхней губой и временами «пышкает» на лайку. Злоба в нём как бы закипает постепенно и копится. Временами он кидается на собаку с целью её затоптать, ударить копытами или прогнать. Ловкая, увёртливая собака должна отскочить в сторону и сейчас же забежать с головы и снова начать лай. Бросившись таким образом на собаку и немного пробежав, лось почему-то часто снова возвращается на старое место, и странный турнир лесного великана с маленьким помощником охотника начинается вновь.
Вот, в сущности, такова довольно типичная картина «постанова» лося лайками. Итак, слишком злобная, «хамистая», как говорят промышленники, лайка всего скорее испортит охоту, угонит зверя, а остановить его лучше всего сумеет мягкая, вежливая, малозлобная собака. Вот почему промышленники Урала резко делят по охотничьим качествам лаек на медвежатниц и лосятниц. У лаек этих двух рабочих уклонов резко различаются и методы приемов (работы), и сам характер собаки. Медвежатницы всегда и везде злобны; лосятницы — мягки, малозлобны и вежливы. Лось, бросившись на собаку, иногда перескакивает через неё и тогда часто бросается бежать; по-промысловому это называется «сорвался с постанова». Если лось сорвался с постанова, это значит, что он или подозревает скрытую опасность во всей этой истории с собакой, или вообще эта «канитель» ему надоела. Так или иначе, но он хочет отделаться от собак. Опытная лайка, конечно, немедленно стремится забежать спереди зверя и, повторив прежние приемы, но уже теперь более энергичнее, опять «поставит» его. Лось, сорвавшись с постанова, почти всегда идёт иноходью, а иноходь взрослого лося, по глазомерному наблюдению и подсчету, примерно, будет иметь скорость от 15 до 20 вёрст в час, т.е. очень солидную. Чтоб обогнать лося, собаке приходится отдать всю силу и легких, и ног.
Демидов Г.И. Журнал “Охотничьи просторы”.
Окончание статьи можно прочитать здесь:
Охота на лося...