Найти в Дзене
Крымская газета

Выходят в «море» корабли: как работает крупнейший судостроительный завод полуострова

Оглавление
Фото: Гала Амарандо
Фото: Гала Амарандо

Пятница, 20 января - «Крымская газета».

«Крымская газета» побывала на одном из крупнейших судостроительных заводов полуострова

На старте перемен

На заготовительном участке феодосийского завода «Море» закладывает уши от шума: здесь из стальных листов вырезаются комплектующие для будущих судов. Разные по толщине и длине заготовки затем перемещаются в другой пролёт, где специалисты приступят к изготовлению нужных секций, из которых потом сформируют блоки. Так постепенно в этой симфонии искр сварочных аппаратов, визга пил и звучных ударов молотка формируется корпус красавца-корабля. Какое чудо техники получается в результате этой напряжённой работы, можно увидеть за пределами цеха – на воздухе на зимнее море смотрит яркая пассажирская «Комета», пока с грустью.

Сейчас на верфи предприятия строится около 10 судов. До начала сезонной навигации завод намерен спустить на воду две «Кометы», которые будут курсировать вдоль побережья Чёрного моря, в рамках проекта возрождения транспортной морской инфраструктуры. Кроме этого, будет построен спасательный катер-бонопостановщик. Выполняют на предприятии и оборонный заказ.

– В текущем году планируется провести модернизацию для возможности спуска на воду кораблей длинной до 80 метров и до тысячи тонн водоизмещением. Предприятие является системообразующим и значимым для экономики Республики Крым, входит в реестр предприятий оборонно-промышленного комплекса РФ, – сообщила врио министра промышленной политики РК Елена Элекчян.

Государственная поддержка будет направлена на реконструкцию слива и спусковых механизмов. Изготовят специальную клиновидную платформу, которая позволит спускать суда новых классов.

– Это любые суда, которые возможны: буксиры, буксиры ледокольного класса, катера для Рос-гвардии и для Министерства обороны, водолазные суда для научных исследований. В принципе, завод может строить любые суда из алюминиевого сплава, стали, композитных материалов, – рассказывает о потенциале предприятия генеральный директор АО «СЗ «Море» Олег Флусов.

В своей лодке

В то же время завод планирует начать строительство судов из композита с карбоновым волокном. За рубежом эта технология хорошо известна, а для России это новый, но важный шаг, в том числе для реализации курса на импортозамещение. На феодосийском предприятии намерены разместить центр компетенций по судовому композитному производству.

– Композитные материалы применяются как в военном, так и в гражданском судостроении. В принципе, очень многие катера, которые используются здесь в туризме и прибрежном плавании, на 90% сделаны из композитных материалов. Они лёгкие, прочные и в то же время износоустойчивые. В алюминиевый корпус делается вкладка из пластика, после этого корпус становится прочнее, легче и имеет более долгий срок эксплуатации, – отмечает Олег Флусов.

На завод «Море» будут переданы разработка и производство шлюпок, в которых есть большая потребность в России.

– Раньше спасательные шлюпки закупались в основном в Норвегии и Финляндии, сейчас их производство в нашей стране играет важную роль, потому что корабли строятся, а спасательные шлюпки нужны всем, без них никак, – отметил генеральный директор предприятия.

Целый оркестр

Модернизация производства и создание специального кластера приведут к увеличению количества рабочих мест.

– На сегодняшний день на заводе работают больше 400 человек. После модернизации мы планируем расширить штат до 600 человек. Кадры воспитываем, начали эту работу и с Севастопольским государственным университетом, и с техникумами – Керченским судостроительным и местным, феодосийским, – отметил директор.

При этом увеличение количества заказов посодействует привлечению в процесс других крымских предприятий. В частности, уже проработаны вопросы по ремонту двигателей, корпусным работам. Подобная кооперация выгодна и по логистике.

В настоящее время рассматривается ещё несколько перспективных заказов, которыми в скором времени могут заняться крымские судостроители. Среди них буксир ледового класса, а также пассажирские суда проекта «Афалина» со скоростью около 25 узлов в час, предназначенные для ведения туристической деятельности.

Справка

Завод «Море» – одно из старейших судостроительных предприятий в Республике Крым, основанное в 1938 году. Основной профиль – производство гражданских и военных судов из лёгких сплавов. Оно известно своими судами на подводных крыльях, воздушной подушке. За время существования завода с его стапелей сошло более тысячи судов. В настоящий момент предприятие передано в состав Объединённой судостроительной корпорации в соответствии с поручением Президента Российской Федерации.

Интересно

В советское время завод «Море» должен был строить серийные ударные ракетные корабли-экранопланы. Для этого создан специальный заводской корпус, не имеющий опор: двести метров длинной, сто метров шириной. Таких цехов в мире было всего три, в том числе в Крыму.

– В советское время этот корпус пустым не был. Все четыре нитки были заняты судами на подводных крыльях и на воздушной подушке. «Зубр» – это самый большой на воздушной подушке, а ещё была нитка «Сокол» – малый противолодочный корабль, самый большой в мире на подводных крыльях. У него были титановые крылья. Вес одного крыла – 13 тонн. Мы обрабатывали титан, это был один из наших профилей. На сегодняшний день технические возможности этого корпуса практически безграничны. Здесь можно строить всё что угодно. Сегодня есть ограничения только в спуске на воду, – рассказал начальник инженерного центра предприятия Борис Козлов.

Борис СЕДЕНКО