Вчера ходила на российскую премьеру оперы "Доктор Атом" Джона Адамса в Новой опере
Очень сложная музыка, очень эмоциональное представление и такие особенно актуальные сейчас тексты о коллективной ответственности, гуманистических ценностях, важнейших решениях, на принятие которых мы не можем повлиять и исход которых так сложно представить.
Музыка оперы сносит, подобно взрывной волне. Она обрушивается на тебя, как радиоактивные обломки на укрытие. Также в музыке очень точно есть ощущение того, что ты очень долго готовил сложный проект, но в последнее мгновение все рушится.
Конечно, в ней есть и лирические моменты, полные любви и нежности — например, прекраснейшая "Am I in your light" Китти Оппенгеймер (Екатерина Мирзоянц). Или моменты страсти, огня, который содержится не только в атомной бомбе, но и в текстах Бхагавадгиты, включённых в либретто. Вообще одинаково поэтично звучат и фразы про сжатие частиц, и про волосы возлюбленной.
И как же сложно все это петь, ведь это не привычные для оперы "люблю - ненавижу - умираю". Да и текст в основном почти речитативный, обрывочный, ещё и английский не самый органичный оперный язык.
Даже по моему любимому баритону Дмитрию Зуеву (Оппенгеймер) было заметно, что ему сложно. Кажется, его стихия все же более страстная и летящая, чем эти строгие фразы. Но "Batter my heart" на сонет Джона Донна было очень большим впечатлением.
Да, Оппенгеймер совсем не супер-герой, спасающий страну. Да, он сомневается в успехе, но его вовсе не мучает совесть. Просто как учёный и почти как ребёнок, он мечтает увидеть результат своих трудов. И готов пойти ради этого на все.
Именно человечность героев очень важна в опере. "Бомбу создала не какая-то дьявольская сила, а сотни мужчин и женщин": они сомневаются, любят, едят конфеты, завидуют.
Опера хороша тем, что она неоднозначна. Конечно, первостепенна в ней гуманистическая линия за мир во всем мире (или это сейчас так кажется?). Но в то же время в ней отлично прописана линия апологии оружия: "это оружие существует для защиты нашей страны", "кто мы такие, чтобы принимать это решение", "разве учёные знают, как надо завершать войны", "демонстрация этого оружия покажет всем, что следующая война будет последней". Поражают моменты, когда создатели размышляют, может ли бомба поджечь атмосферу и уничтожить мир. Но всё равно проводят испытание.
Вроде кажется, атомная бомба — очевидное абсолютное зло. Однако оказывается, все не так очевидно.
В целом полный восторг, и огромная благодарность Новой опере, дирижеру Фёдору Леднёву (ох какие овации он получил!) и всей команде. Хочется ещё!