Цитата из письма, в конце которого подпись:
«Комсомольцы и молодежь города Москвы. Около 80 000 подписей. 1941, 30 ноября».
Это был воскресный день, 30.11.1941. Обычный рабочий день в стране, которая тогда, как и сейчас, защищалась от объединенной Европы. Разъярённый враг зверствовал.
Наши деды и прадеды сохраняли мужество. Собирали силы. Через несколько дней, 5 декабря 1941 начнется контрнаступление Красой Армии.
Молодёжь, оставшаяся в городе, ещё не знает об этом. Но все знают, что только ВМЕСТЕ можно победить фашистского зверя. Под Москвой были не только немцы, здесь отличились чешские танки и чешские танкисты, поляки, венгры, румыны…
А наши тогда молодые деды и бабушки, наши родные прадеды и прабабушки писали:
— Дорогие наши товарищи!
Любимые наши братья!
Славные героические защитники Москвы!
Одни из нас работают на заводах, другие — на фабриках, третьи — на железной дороге, четвёртые — в артелях, пятые — в магазинах.
Все мы считаем себя бойцами. Все мы — на фронте. Воскресниками, выполнением двойных и тройных норм, участием в охране города от вражеских лазутчиков, провокаторов, пособников врага — всем мы помогаем фронту. Мы с вами — в одних рядах. На нас смотрит вся страна…
Поганое фашистское зверьё хотело сломить наше сопротивление — мы стали ещё крепче, ещё сплочённей.
Фашистское вшивое отребье рассчитывало получить тёплые квартиры — и вынуждено зимовать на развалинах сожженных и разрушенных домов, мёрзнуть и подыхать в подмосковных лесах и полях…
Судьба столицы — в наших руках. Мы должны отстоять Москву, и мы её отстоим!
Храбрость наших воинов известна. Каждый молодой боец готов умереть, но не пропустить врага...
Вся молодёжь — на защиту родной Москвы!
Вперёд на врага!
В первые ряды мужественных и храбрых вставай, комсомолец!».
Вот такое обращение на пожелтевшей от времени странице газеты «Правда». Моей маме той зимой было 13 лет. Ровно столько же, сколько сейчас моей внучке…
Какие они разные в их 13 лет…