Найти тему

О долгом веке протестантского владычества

Один из постов береговой охраны Ирландии во время второй мировой войны. кмккук, CC BY-SA 4.0, via Wikimedia Commons
Один из постов береговой охраны Ирландии во время второй мировой войны. кмккук, CC BY-SA 4.0, via Wikimedia Commons

XVIII век стал столетием подавления католической религии. Протестанты Ирландии с безусловного одобрения и законодательной поддержки английской Короны монополизировали власть и богатства страны. Люди «правильной» веры имели огромные возможности.

Положение католиков было удручающим. Они не могли ни покупать, ни завещать землю, не говоря уже о невозможности занимать государственные должности и голосовать, дети из католических семей не могли посещать школы. Формально не было препятствий, чтобы исповедовать католическую религию. Однако священники должны были регистрироваться, а церковная организация была разрушена. Но вот парадокс (или закономерность?): чем труднее были обстоятельства, тем глубже простые ирландцы ощущали необходимость католической религии. Авторитет пастырей только укрепился. Католическая вера и идея национальной независимости шли рука об руку.

Вероятно, не стоит удивляться и тому, что многие из протестантов Ирландии считали себя патриотами и националистами. Сменилось уже несколько поколений со времён первых переселенцев из Англии и Шотландии. Не все их потомки, англо-ирландцы, выказывали безусловную лояльность английскому парламенту. Некоторые протестанты были убеждены, что Дублинский парламент не должен зависеть от мнений Лондонского парламента. Недовольство касалось и торговых законов, диктуемых Англией.

Любопытна карьера одного из самых влиятельных политиков первой половины XVIII века Уильяма Конолли. Он родился в семье ирландского трактирщика, который принял протестантизм, после чего дела его пошли в гору. Сам Уильям заработал деньги на махинациях с землёй. Он был спикером Палаты Общин и владел ста тысячами акров земли (более четырёхсот квадратных километров!), а его ежегодный доход был семнадцать тысяч фунтов.

Уильям Конолли, спикер Палаты общин Ирландии. Художник Чарльз Джервас
Уильям Конолли, спикер Палаты общин Ирландии. Художник Чарльз Джервас

Дублин в течение XVIII века разительно переменился. Здесь вращались большие финансы, городская элита строила шикарные особняки. Гениальный композитор Георг Фридрих Гендель сочинил для благотворительного дублинского концерта одно из своих лучших произведений «Мессию». Дублинская знать была довольна: разве после такого шикарного концерта эти надменные англичане посмеют судить о дублинцах, как о неотёсанных провинциалах!?

Георг Фридрих Гендель. Художник Томас Хадсон. Гамбургская государственная и университетская библиотека
Георг Фридрих Гендель. Художник Томас Хадсон. Гамбургская государственная и университетская библиотека

Тот же Гендель услышал в Ирландии и мелодии бродящих музыкантов. Они восхитили его, но эта музыка не была желанным гостем пышных георгианских дворцов. Печальными были эти мелодии. Ирландские поэты и музыканты, осколки старого мира, бродили по стране и поддерживали своими песнями людей. В этой музыке, несмотря на её горечь, было утешение и надежда. Это глубоко чувствовали ирландцы с общей бедой. Да, пусть их лишили материального наследия, но духовные традиции сохранялись в душе и сердце.

Мне захотелось завершить текст вот этой замечательной фотографией гэльского сказителя шанахи / seanchaí (ирл.), seanchaidh (англ.) Шона О`Хейнири, он был последним в Ирландии одноязычным носителем ирландского языка/ Seanchaí Séan Ó hEinirí в Килгаллигане, 1985 г.
Мне захотелось завершить текст вот этой замечательной фотографией гэльского сказителя шанахи / seanchaí (ирл.), seanchaidh (англ.) Шона О`Хейнири, он был последним в Ирландии одноязычным носителем ирландского языка/ Seanchaí Séan Ó hEinirí в Килгаллигане, 1985 г.

История Ирландии