Название стиля связано с жемчугом, который португальские моряки возили в Европу из Азии. Жемчужины неправильной формы называли la perola barroca. Позже необычное, причудливое, неклассическое в искусстве стали также именовать барокко. К концу XVI века сформировался отдельный стиль в живописи, архитектуре, музыке, декоративно-прикладном искусстве. Он принес роскошь, буйство форм, деталей и цвета, доминирование вертикали над классической горизонталью.
С появлением барокко связывают появление градостроительных планов и регулярной застройки. Прямые улицы, прямоугольные кварталы, выделение важных узлов, трехлучевая система — когда три улицы идут от центра — всё это приметы эпохи. Такая планировка применялась в Петербурге, Риме, Берлине, Лиссабоне.
В России барокко ярче всего выражено в архитектуре Петербурга. Петровское и елизаветинское — наиболее характерные направления русского барокко. В Москве был свой вариант: московское барокко. Строили барочные здания и в провинции: некоторые специалисты говорят о тотемском, вятском, тобольском, сибирском и других региональных школах.
Петровское барокко
Петровское барокко существовало в первой половине XVIII века. Здания, построенные при жизни первого российского императора, были строгими, со сдержанной роскошью, с фасадами без объемного декора. Многие произведения петровского барокко сохранились до нашего времени. Например, Петропавловский собор, Летний дворец Петра I, здание Двенадцати коллегий и Меншиковский дворец, Кунсткамера и Кикины палаты, Монплезир в Петергофе.
Главный архитектор той эпохи — Доменико Трезини, среди других ярких представителей — Иван Коробов, Петр Еропкин.
Елизаветинское барокко
Это направление появилось после 1740 года, в эпоху Елизаветы Петровны. Главный зодчий — Франческо Растрелли, из признанных мастеров — Савва Чевакинский, Дмитрий Ухтомский.
Барокко стал роскошным, праздничным, многоцветным, с золотом, лепниной и скульптурами, объемными элементами и яркими деталями. В этом пышном стиле построены Зимний дворец, Смольный собор, Екатерининский дворец в Царском Селе и Большой Петергофский дворец, Никольский морской собор, Аничков дворец и Фонтанный дом (дворец Шереметева), Александро-Невская лавра и др.
Необарокко
В середине XIX века у зодчих появился интерес к прошлому, что вызвало появление целого ряда неостилей — от неоготики до неорусского. Архитекторы творчески переосмысливали наследие, привнося новое видение и возможности.
В рамках архитектурного историзма возникло и необарокко — смесь классицизма, барокко и рококо. Архитектура необарокко интерпретировала формы петровского и елизаветинского барокко, отличалась разнообразной окраской фасадов и многообразием скульптурного и лепного декора, вместо каменных элементов использовались штукатурные декорации. Новые здания имели пилястры и колонны с двойными каннелюрами, консоли и эркеры, сложные и богатые украшения фасадов и интерьеров.
Один из первых архитекторов петербургского необарокко — Андрей Штакеншнейдер, вдохновлявшийся проектами Растрелли.
В стиле «второго барокко» построен дворец Белосельских-Белозерских на Невском проспекте, здание БДТ, особняк княгини Юсуповой на Литейном.
Во второй половине XIX века стали строиться бирюзовые, голубые, зеленые доходные необарочные дома с колоннами и лепкой на фасаде: особняк Бутурлиной на Чайковского, 10, доходный дом Ржевуцкой на Марата, 14, дом Липина на Мойке, 62, и другие.