Найти тему
Лахта Центр

ПЕТЕРБУРГСКОЕ БАРОККО

Название стиля связано с жемчугом, который португальские моряки возили в Европу из Азии. Жемчужины неправильной формы называли la perola barroca. Позже необычное, причудливое, неклассическое в искусстве стали также именовать барокко. К концу XVI века сформировался отдельный стиль в живописи, архитектуре, музыке, декоративно-прикладном искусстве. Он принес роскошь, буйство форм, деталей и цвета, доминирование вертикали над классической горизонталью.

Здание Кунсткамеры. 1718–1734. Архитекторы: Георг Маттарнови, Николай Гербель, Гаэтано Киавери, Михаил Земцов, Савва Чевакинский. Университетская набережная, 3. Фото: Эдуард Гордеев, vk.com
Здание Кунсткамеры. 1718–1734. Архитекторы: Георг Маттарнови, Николай Гербель, Гаэтано Киавери, Михаил Земцов, Савва Чевакинский. Университетская набережная, 3. Фото: Эдуард Гордеев, vk.com

С появлением барокко связывают появление градостроительных планов и регулярной застройки. Прямые улицы, прямоугольные кварталы, выделение важных узлов, трехлучевая система — когда три улицы идут от центра — всё это приметы эпохи. Такая планировка применялась в Петербурге, Риме, Берлине, Лиссабоне.

Строгановский дворец. 1753–1754. Архитектор Франческо Растрелли. Невский проспект, 17 / наб. Мойки, 46. Фото: George Shuklin, wikipedia.org
Строгановский дворец. 1753–1754. Архитектор Франческо Растрелли. Невский проспект, 17 / наб. Мойки, 46. Фото: George Shuklin, wikipedia.org

В России барокко ярче всего выражено в архитектуре Петербурга. Петровское и елизаветинское — наиболее характерные направления русского барокко. В Москве был свой вариант: московское барокко. Строили барочные здания и в провинции: некоторые специалисты говорят о тотемском, вятском, тобольском, сибирском и других региональных школах.

Павильон «Грот». 1755–1756. Архитектор Франческо Растрелли. Город Пушкин, Екатерининский парк, 6. Фото: Рай Гайсин, fotokto.ru
Павильон «Грот». 1755–1756. Архитектор Франческо Растрелли. Город Пушкин, Екатерининский парк, 6. Фото: Рай Гайсин, fotokto.ru

Петровское барокко

Петровское барокко существовало в первой половине XVIII века. Здания, построенные при жизни первого российского императора, были строгими, со сдержанной роскошью, с фасадами без объемного декора. Многие произведения петровского барокко сохранились до нашего времени. Например, Петропавловский собор, Летний дворец Петра I, здание Двенадцати коллегий и Меншиковский дворец, Кунсткамера и Кикины палаты, Монплезир в Петергофе.

Петропавловский собор (собор Святых Апостолов Петра и Павла). 1712–1733. Архитектор Доменико Трезини. Петропавловская крепость, 7а. Фото: Wolfgang Moroder, wikipedia.org
Петропавловский собор (собор Святых Апостолов Петра и Павла). 1712–1733. Архитектор Доменико Трезини. Петропавловская крепость, 7а. Фото: Wolfgang Moroder, wikipedia.org

Главный архитектор той эпохи — Доменико Трезини, среди других ярких представителей — Иван Коробов, Петр Еропкин.

Здание Двенадцати коллегий. 1722–1742. Архитекторы: Доменико Трезини, Теодор Швертфегер, Джузеппе Трезини, Михаил Земцов. Университетская набережная, 7. Фото: sobaka.ru
Здание Двенадцати коллегий. 1722–1742. Архитекторы: Доменико Трезини, Теодор Швертфегер, Джузеппе Трезини, Михаил Земцов. Университетская набережная, 7. Фото: sobaka.ru

Елизаветинское барокко

Это направление появилось после 1740 года, в эпоху Елизаветы Петровны. Главный зодчий — Франческо Растрелли, из признанных мастеров — Савва Чевакинский, Дмитрий Ухтомский.

Зимний дворец.1754–1762. Архитектор Ф.Б. Растрелли. 1762–1795, арх. И.Е. Старов. 1818–1837, арх. А.П. Брюллов, О. Монферран, К.И. Росси и др. 1838–1839, арх. А.П. Брюллов, В.П. Стасов. Дворцовая площадь, 2 / Дворцовая набережная, 38. Фото: Alex Fedorov, wikipedia.org
Зимний дворец.1754–1762. Архитектор Ф.Б. Растрелли. 1762–1795, арх. И.Е. Старов. 1818–1837, арх. А.П. Брюллов, О. Монферран, К.И. Росси и др. 1838–1839, арх. А.П. Брюллов, В.П. Стасов. Дворцовая площадь, 2 / Дворцовая набережная, 38. Фото: Alex Fedorov, wikipedia.org

Барокко стал роскошным, праздничным, многоцветным, с золотом, лепниной и скульптурами, объемными элементами и яркими деталями. В этом пышном стиле построены Зимний дворец, Смольный собор, Екатерининский дворец в Царском Селе и Большой Петергофский дворец, Никольский морской собор, Аничков дворец и Фонтанный дом (дворец Шереметева), Александро-Невская лавра и др.

Большой Петергофский дворец, 1715–1755. 1-й этап постройки: 1715–1725. Архитекторы И. Ф. Браунштейн, Ж.-Б. Леблон, Н. Микетти. 2-й этап постройки: 1745–1755. Архитектор Франческо Растрелли. Петергоф, Разводная улица, 2. Фото: peterhofmuseum.ru
Большой Петергофский дворец, 1715–1755. 1-й этап постройки: 1715–1725. Архитекторы И. Ф. Браунштейн, Ж.-Б. Леблон, Н. Микетти. 2-й этап постройки: 1745–1755. Архитектор Франческо Растрелли. Петергоф, Разводная улица, 2. Фото: peterhofmuseum.ru

Необарокко

В середине XIX века у зодчих появился интерес к прошлому, что вызвало появление целого ряда неостилей — от неоготики до неорусского. Архитекторы творчески переосмысливали наследие, привнося новое видение и возможности.

В рамках архитектурного историзма возникло и необарокко — смесь классицизма, барокко и рококо. Ар­хи­тек­ту­ра необарокко ин­тер­пре­тировала фор­мы пет­ров­ско­го и ели­за­ве­тин­ско­го ба­рок­ко, от­ли­чалась разнообразной окраской фа­са­дов и мно­го­об­ра­зи­ем скуль­п­тур­но­го и леп­но­го де­ко­ра, вместо каменных элементов использовались штукатурные декорации. Новые здания имели пилястры и колонны с двойными каннелюрами, консоли и эркеры, сложные и богатые украшения фасадов и интерьеров.

Доходный дом Натальи Жеребцовой (Гагариной). 1798–1800. Архитектор Джакомо Кваренги. Перестраивался с 1860 по 1863 г. Архитектор Людвиг Фонтана. Дворцовая набережная, 10. Фото: A. Savin, wikipedia.org
Доходный дом Натальи Жеребцовой (Гагариной). 1798–1800. Архитектор Джакомо Кваренги. Перестраивался с 1860 по 1863 г. Архитектор Людвиг Фонтана. Дворцовая набережная, 10. Фото: A. Savin, wikipedia.org

Один из первых архитекторов петербургского необарокко — Андрей Штакеншнейдер, вдохновлявшийся проектами Растрелли.

В стиле «второго барокко» построен дворец Белосельских-Белозерских на Невском проспекте, здание БДТ, особняк княгини Юсуповой на Литейном.

Дворец Белосельских-Белозерских. 1847–1848. Архитектор Андрей Штакеншнейдер. Невский проспект, 41. Фото: A.Savin, CC BY-SA 3.0 via Wikimedia Commons, wikipedia.org
Дворец Белосельских-Белозерских. 1847–1848. Архитектор Андрей Штакеншнейдер. Невский проспект, 41. Фото: A.Savin, CC BY-SA 3.0 via Wikimedia Commons, wikipedia.org

Во второй половине XIX века стали строиться бирюзовые, голубые, зеленые доходные необарочные дома с колоннами и лепкой на фасаде: особняк Бутурлиной на Чайковского, 10, доходный дом Ржевуцкой на Марата, 14, дом Липина на Мойке, 62, и другие.

Особняк Елизаветы Бутурлиной. 1856–1860. Архитектор Гаральд Юлиус Боссе. Улица Чайковского, 10. Зданию вернули исторический цвет фасада — бежево-охристый. Фото: 1703 Live, telegram.org
Особняк Елизаветы Бутурлиной. 1856–1860. Архитектор Гаральд Юлиус Боссе. Улица Чайковского, 10. Зданию вернули исторический цвет фасада — бежево-охристый. Фото: 1703 Live, telegram.org