Индия продолжает игнорировать западные санкции, покупая российскую нефть со скидкой, которая в прошлом году выросла с 2% до 23% от общего объема импорта Дели. Во время своего визита в Москву в ноябре 2022 года министр иностранных дел Индии Субрахманьям Джайшанкар заявил, что «Индия продолжит покупать российскую нефть, поскольку это выгодно для страны».
Покупка российской нефти выгодна Индии как экономически, так и стратегически. Российская нефть поставляется по сниженной цене, что выгодно Индии, поскольку она импортирует 85% потребляемой нефти. Покупки нефти Индией также помогают стабилизировать российскую экономику в условиях западных санкций из-за войны на Украине. Индия видит в России «постоянного и проверенного временем партнера» и приветствует многополярный глобальный порядок, в который входит и Россия. Эта позиция противоречит многим западным странам, которые хотят, чтобы Россия потерпела поражение.
Когда в апреле западные санкции начали наносить ущерб российской экономике, Москва предложила Индии нефть со скидкой по довоенным ценам до 35 долларов за баррель. Россия также изначально согласилась реанимировать торговый механизм «рупия-рубль» времен холодной войны, который помог бы ей обойти санкции. Доля России в импорте нефти Индией увеличилась с 2% в феврале 2022 года до 23% в ноябре, сместив Ирак и Саудовскую Аравию с вершины списка. У Индии мало вариантов, поскольку нефть из Западной Азии была перенаправлена на европейский рынок, чтобы смягчить последствия отделения европейских экономик от России.
Но на практике Россия по-прежнему неохотно использует рупийно-рублевый механизм для нефти из-за растущего дисбаланса в торговле с Индией, вместо этого требуя оплаты в евро или дирхамах Объединенных Арабских Эмиратов. Этот спор еще предстоит решить, поэтому доллар по-прежнему используется для сделок с российской нефтью.
Индия является третьим по величине импортером нефти в мире. Любое перенаправление традиционных источников нефти в экономически развитые европейские страны может привести к конкуренции и повышению цен, что может нанести ущерб и без того находящейся в бедственном положении индийской экономике. Европейские страны могут позволить себе платить более высокую надбавку за западноазиатскую нефть, которую Индия не может себе позволить. Расходы Индии на импорт сырой нефти в 2021–2022 финансовом году составили 119 миллиардов долларов, что является самым высоким показателем в ее импортной корзине.
Индия пытается уменьшить свою нефтяную зависимость от региона Персидского залива, чтобы избежать геополитических последствий, если страны Персидского залива будут использовать нефть в качестве стратегического оружия. Непостоянный Ормузский пролив и близость Пакистана к странам Персидского залива также вызывают беспокойство у Нью-Дели. В эпоху «оншоринга и дружбы» государства торгуют стратегическими товарами со своими друзьями и союзниками, чтобы обезопасить себя от геополитической уязвимости.
Индия использует эту стратегию в течение почти двух десятилетий после Каргильского конфликта 1999 года, когда Индия и Пакистан вступили в военную стычку за контроль над ледником Сиачен. Во время конфликта Саудовская Аравия, крупный поставщик нефти в Индию, продавала субсидируемую нефть Пакистану. В 1998 году, когда бывший премьер-министр Пакистана Наваз Шариф рассматривал возможность проведения ядерных испытаний в ответ на ядерные испытания Индии в Покране II, Саудовская Аравия, как сообщается, пообещала поставлять 50 000 баррелей нефти в день, чтобы помочь Исламабаду выдержать любые потенциальные санкции. Это породило опасения, что страны Персидского залива могут заблокировать поставки нефти в Индию в случае открытой войны с Пакистаном.
Стратегия нефтяной диверсификации Нью-Дели поначалу столкнулась с препятствиями, поскольку Китай перебил ставку Индии на прибыльные нефтяные месторождения. Индийская корпорация нефти и природного газа (ONGC) проиграла китайскому консорциуму нефтяное месторождение в Анголе в 2006 году и гигантское нефтяное месторождение Кашаган в Казахстане в 2013 году. Но индийская стратегия «поддержки друзей» сработала хорошо. ONGC Videsh Limited приобрела долю во вьетнамских блоках 127 и 128 в бассейне Фу Кхань в спорном Южно-Китайском море в 2006 году. Хотя разведка нефти была приостановлена из-за сопротивления Китая, Индия несколько раз увеличивала свою долю в этих блоках.
Россия долгое время была энергетическим партнером Индии. В 2001 году ONGC Videsh Limited инвестировала 1,7 миллиарда долларов, приобретя 20% акций обширного нефтяного месторождения Сахалин-1 на Дальнем Востоке России, добыча которого началась в 2006 году. До украинского кризиса «Сахалин-1» производил 220 000 баррелей нефти в день, при этом ONGC продавала свою долю нефти в основном на международном рынке.
Индия также инвестировала миллиарды долларов в российский нефтегазовый сектор. Она купила 100% акций российской Imperial Energy Corporation, а также 26% акций нефтяного месторождения Ванкорнефть на севере России и 29,9% акций нефтяного месторождения Таас-Юрях в Сибири.
В сентябре 2019 года Индия и Россия запустили энергетический коридор Владивосток-Ченнаи для активизации энергетического сотрудничества между двумя странами. Имея нефть с Сахалинского нефтяного месторождения, Нью-Дели имеет твердую позицию для продолжения своего энергетического сотрудничества с Россией, несмотря на давление со стороны Запада, требующего занять позицию, соответствующую интересам Запада. Россия стала самым надежным энергетическим партнером Индии в эпоху, когда торговля все чаще используется в качестве стратегического оружия.
Джоши М. ПОЛ, научный сотрудник Центра изучения авиации в Нью-Дели.