Смидович (3.500 населения) - первый из посещённых мной районных центров Еврейской автономной области. Наряду с Облучьем Смидович - плоть от плоти железная дорога. Вся история его становления и развития, его планировочная структура и сама его суть неотделима от Транссибирской магистрали, на которой он стоит.
В отличие от Облучья или Ленинского, у Смидовича не было предтечи в виде деревушки. Именно Транссибирская магистраль, которую было решено экстренно прокладывать "в объезд" Манчжурии как альтернативу КВЖД после Русско-японской войны, стала причиной появления здесь небольшой почтовой станции Ин (если кто хочт пошутить про "аут" - Varandej уже это сделал), с приходом железнодорожного полотна разросшаяся в небольшой промышленный посёлок, где нашлось место и деревообработке, и мелким железнодорожным мастерским.
"Звёздным часом" для новообразованного посёлка стала Гражданская война на Дальнем востоке. Осенью-зимой 1921-го года отступившие на Дальний восток части Белой России приступили к планомерной зачистке нынешних территорий Приморья и Хабаровского края от красных партизан. "Зачистки", впрочем, вскоре перешли во вполне конвенциональное военное противостояние. Контролировавшийся силами Дальневосточной (социалистической) республики с августа 1920 года Хабаровск без боя перешёл под контроль белых, а испытывавшие огромные проблемы со снабжением отряды Народно-революционной армии ДВР ушли на западный берег Амура.
Война на тогдашнем Дальнем востоке вообще удивляет своим характером. Казалось бы, масштаб театра боевых действий был совершенно сумасшедший - от одного только Верхнеудинска (Улан-Удэ), где была провозглашена ДВР, до Ина более 2000 километров, между ключевыми городами тогдашнего Дальнего востока - Николаевском, Хабаровском, Благовещенском, Владивостоком - в лучшем случае 700 километров по прямой. На таких фронтах должны, в теории, маневрировать огромные армии... Однако бои зимы 1921-22 года скорее напоминали перетягивание каната Транссиба между двумя группировками с одну советскую дивизию - до 7.500 человек с каждой из сторон. Станции между Волочаевкой и Ином постоянно переходили из рук в руки, одна атака по пояс в снегу следовала за другой до самого февраля 1922-го. Но именно под Ином 28-го декабря 1921-го года красные сделали решительный рывок на себя, отбив попытку белогвардейцев овладеть станцией и посёлком в ходе ночного флангового удара. Фронт покатился на восток, застыв в районе Ольгохты, в 25-ти километрах от знаменитой Волочаевки, где спустя полтора месяца произойдёт решающее для советского Дальнего востока сражение. И, хотя Волочаевка впоследствии была воспета в песнях (см. "Штурмовые ночи Спасска, Волочаевские дни"), её предтечей стало именно Инское сражение.
[ЗДЕСЬ МОГЛА БЫ БЫТЬ КАРТА ИНСКОГО БОЯ, НО НА ВСЕХ КАРТАХ, ЧТО ВЫДАЁТ ЯНДЕКС, ЕСТЬ ТОЛЬКО ВОЛОЧАЕВКА И ОЛЬГОХТА, МММДА, ВОТ ТАКАЯ ВОТ НЕСПРАВЕДЛИВОСТЬ]
После "Гражданки" судьба Ина сложилась стандартным для ЕАО образом. В 1934-м году Ин стал посёлком городского типа и центром одного из пяти районов новообразованной ЕАО. В том же году он получил новое название - в честь Петра Смидовича. Петр Гермогенович Смидович (1874-1935) - один из незаслуженно малоизвестных деятелей раннесоветской эпохи. Профессиональный революционер с впечатляющей историей участия в революционных организациях, ссылок и отсидок, в 1920-е занявший пост председателя Комитета содействия народностям северных окраин (Комитета Севера). С точки зрения организационной Ненецкий АО - целиком и полностью его детище, однако в этом суровом северном регионе с единственным городом не нашлось объекта больше улицы, чтобы присвоить имя Смидовича. Зато нашлось в ЕАО, созданию которой Смидович также немало посодействовал. Кстати, в нышешней Москве имя Смидовича носит объект, знакомый каждому жителю столицы, а именно - ГЭС-1. Та самая ГЭС-1 на острове Балчуг, что смотрит фасадом на парк Зарядье.
Сразу же оговорюсь, что сегодняшний Смидович показался мне наиболее печальным и депрессивным из всех райцентров ЕАО - региона и так, мягко говоря, небогатого. Мои коллеги, оказавшиеся в Смидовиче спустя пару дней, окрестили его не иначе, как "Смердович", и, хотя я постараюсь быть тактичнее в оценках, это действительно отражает часть проблем этого местечка. Горы мусора, уйма аварийного жилья, кварталы жилья разваленного, общая атмосфера упадка, разрухи и "никому ничего не нужно". Хотя, несомненно, в Смидовиче всё ещё остались интересные исторические слои, да и "железнодорожный посёлок, застрявший во времени" само по себе звучит интересно. Так что, как бы там ни было, отправляемся в Смидович.
Смидович/Ин исторический
Хотя я приехал в Смидович автостопом из Волочаевки, осмотр железнодорожного посёлка логичнее всего начинать с железнодорожной же станции. Смидович встречает заезжего туриста новеньким (не удивлюсь, если самым новеньким в посёлке) зданием вокзала (2009)...
На месте которого до 2007-2008 годов стоял, вероятно, третий по красоте вокзал всей ЕАО - прекрасный павильон в стиле деревянного модерна с характерным декором в виде подсвечников-менор. Несмотря на то, что большую часть старых вокзалов ЕАО снесли ещё при строительстве БАМа, этот уничтожила уже новая, корпоративистская Россия, за что РЖД с их кичем и хвастовством "заботой об историческом наследии" получают дополнительные стайл-поинты.
Ныне о старой станции Ин напоминает только мощная водонапорная башня (1910-е), достойная иной узловой станции. Визуально она находится в неплохом состоянии, даже графити завезли...
Однако при ближайшем рассмотрении видно, что сама деревянная башенка со шпилем (!) уже постепенно идёт вкось и осыпается. Как бы РЖДшники не додумались снести и её, сославшись на "аварийность"...
Башня эта, кстати, в Смидовиче не единственная - по дороге в Хабаровск я успел подснять ещё одну, видимо, межвоенную. Однако где она находится - раньше ли, или позже станции - я уже не вспомню...
От станции на запад, вдоль железной дороги, тянется типичная для полустанков застройка - склады да ведомственные здания.
А вот напротив них - остатки старой станции Ин - типовые казармы (1910-16), вроде уже виденных в Облучье. В теории в одном из этих домов находился штаб Народно-революционной армии, отбивавшейся здесь от белогвардейцев. На фасадах казарм - всё те же меноры...
Местами на их месте - лишь ободранные брёвна. Ну серьезно, ому помешал этот декор?
Есть домики и поменьше, на одну семью.
Чуть северо-западнее лежат более регулярные кварталы железнодорожных казарм. Здесь уже в наличии модерновые перекладинки и прочие излишества.
После исторических кварталов Смидович быстро становится привычных силикатно-кирпичных тонов, так что время свернуть вглубь посёлка.
За небольшим парком Победы с простеньким воинским мемориалом...
Обнаруживается пара сталинских послевоенных двухэтажек - одна вполне живая, даже красивая...
Другая... Ну, как есть.
Дворы, как всегда, хранят позитив.
Хотя, в целом, "сталинская застройка" в Смидовиче - это совсем не про бетон или кирпич, а про дерево. Собственно, такими же в 1930-х были и Биробиджан, и Облучье, где только после войны началось по-настоящему массовое каменное строительство. Смидович же остался таким, каким его застали переселенцы довоенных лет. Согласитесь, когда вы слышите "продаётся квартира в сталинском доме" вы представляете немножечко не это:
О да, советского деревянного баракко в Смидовиче много, и, справедливости ради, оно здесь встречается и нетиповое. Если дома, подобные тому, что на кадре выше, можно с легкостью найти и в Биробиджане, то дома на проивоположном конце центра посёлка, вдоль улицы 30 лет победы, уже выглядят интереснее, напоминая виденный в Волочаевке-второй "БАМовский модерн".
А так всё довольно грустненько...
Невдалеке от бараков на 30 лет победы, у подзаброшенного гаражного кооператива - ещё пара осколков станции Ин - непонятного вида круглое техническое строение, возраст которого на глаз определить непросто...
И явно дореволюционный цех с трубой, вероятно, ремонтный.
А рядом - гаражи, технические пристройки, разросшиеся старые свалки... Пожалуй, спасают только котики - Смидович, по моим личным ощущениям, по числу пушистых мерзавцев на душу населения уступает разве что стольному Биробиджану.
Пятьдесят оттенков силикатного кирпича
Между пятнами деревянной и сталинской застройки лежит позднесоветский центр Смидовича. Его ядро - квартал из четырёх пятиэтажек конца 1960-х годов...
К которым примыкает аж две площади - торговая и административная, разделенные кварталом дореволюционных деревяшек. Ларёчки, профлист - ничего нового, но обратите внимание на прилавки под навесом на дальнем плане: что в Биробиджане, что в Смидовиче, днём на них торгуют овощами, а вечером сюда приходят алконавты. В моем случае вечер, видимо, наступил примерно в половине четвертого - на дальнем плане виден контур респондента.
А напротив торговой палаточки - суровая памятная стела (1977, надо полагать), посвящённая тому самому Инскому бою.
Через квартал стелу дополняет уже куда более яркий памятник/братская могила 150-ти погибших в инском бою красноармейцам. Памятнику формально уже более 100 лет - первый памятный знак был установлен здесь в 1922-м году, мемориальная табличка появилась в 1939-м, а монументальная фигура партизана, врастающего в землю, и его раненного боевого товарища, возникли здесь в 1957-м, во многом предоределив более поздний модернизм 1970-х годов.
На заднем плане, за монументом, виднеется типовая Н-образная школка из силикатного кирпича, на месте которой, вероятно, до 1970-х годов было масштабное деревянное здание в стиле "БАМовского модерна".
Рядом - максимальнейше безынтересное здание поселковой администрации...
...впрочем, проигрывающее в серости дому культуры "Махаон" (бывшему ДК Железнодорожников), "спрятавшемуся" в квартале за школой. Ну, что тут сказать, это гран-при канала "Размагниченные и влажные билеты" единовременно за самый несуразный дом культуры и за самую несуразную реновацию дома культуры. Просто без комментариев, вспомните ДК в заштатной Николаевке и забудьте фотографию ниже.
Чуть западнее - более поздние панельки, уже виденные в Облучье. Пожалуй, самый цивильный ракурс на Смидович, да и тот не обошелся без вечной лужи.
Панельки смотрят фасадами на уже явно послевоенные домики.
Ещё несколько фотографий Смидовича из разных локаций...
Напоследок сходим, пожалуй, за железнодорожное полотно, в меньшую, южную часть посёлка.
Южный Ин
На юге, за железнодорожной магистралью, лежит преимущественно частный сектор. Вне его - всё то же печальное царство силикатного кирпича...
Главная интересность здесь - хорошо просматривающаяся с Транссиба Покровская церковь (2014). Строил её тот же архитектор, что и крайне удачный "модерновый" собор в Биробиджане.
Но то ли в данном случае на строительство были выделены слишком уж жалкие бюджеты, то ли проект, аки в мультипликационной вставке к "Иронии судьбы", многократно упрощали на этапе согласования, но выглядит храм просто до невозможности дёшево при общей интересности архитектурной задумки.
Вообще, если новопостроенный храм в ЕАО не представляет собой обшитый сайдингом домик с куполом (привет Облучью и Амурзету), то он, скорее всего, все же интересен архитектурно. За пределами Биробиджана моим личным фаворитом остаётся храм Архангела Михаила в Ленинском - суровый, серый, каменный, немного в стиле sci-fi, и очень стильный, несмотря на классическую планировку. Здесь же явно хотели суметь в шехтелевский модерн по образцу Биробиджана, но итоговая простота форм, дешёвая и уже сходящая слоями голубенькая краска, ужасное пластиковое золото на крыше и колокольня, похожая на наблюдательную вышку, запороли всю концепцию.
Хотя - повторюсь - она была интересной, храм необычно воспринимается изнутри, будучи визуально абсолютно круглым в алтарной части.
Возвращаемся обратно к станции через переезд...
И прыгаем в электричку до Биробиджана, после Смидовича кажущегося настоящим мегаполисом.
В сухом остатке
Что тут сказать? Что Смидович, что осмотренный в тот же день Смидовичский район оставляют крайне гнетущее впечатление. Как я уже сказал, Смидович и район стали моими первыми территориями за пределами Биробиджана, и в последущие дни я был очень рад обнаружить, что остальная "Еврейка" всё же выглядит приличнее этого многострадального посёлка. Просто вдумайтесь, насколько низка планка.
Общее положение Смидовича можно описать одним словом - "бесхозяйственный". Я, честно говоря, совершенно не удивился, прочитав на следующий день в региональных СМИ про вакуум власти в Смидовиче, про отстранение неэффективного главы района пару лет назад, про попытки прислать "варягов" из Хабаровска, их провал, и про кризис ЖКХ... Действительно, в Смидовиче не ощущается присуствие какого-либо государства или хотя бы хозяина, а бедность и печаль пейзажа оставляют позади даже привычный тлен образца Тверской области.
Так что вместо совета путешественникам закончить материал всё-таки хочется пожеланием удачи смидовчанам и жителям района в том, чтобы поскорее, активной гражданской позицией и собственным рвением, вытянуть родные места из прозябания и печали. В Смидовиче явно есть история, есть общая идентичность, связанная с железной дорогой, но сложно наслаждаться этим всем, когда живешь в непригодном для жизни доме, а на улице стелится мусор и нечистоты из прорванной старой трубы (рили, вот такие вот проблемы в посёлке, да). Держите что ли кота для позитивчика, а нам пора двигаться дальше, в знаменитую Волочаевку.