Вам очень повезло, если у вас стандартный 39-й размер ноги и вы можете пойти в магазин и выбрать то, что вам по душе. А что делать тем, у кого ножка 35-го или 53-го? Куда бежать девушке, которая хочет элегантные ботильоны 44-го размера, или парню, мечтающему об оксфордах 49-го? Для обладателей таких требовательных ног в Новосибирске есть специальное обувное ателье, где работают всего десять сотрудников. «Новосибирские новости» побывали на небольшом производстве и убедились, что гигантские ботинки существуют, а также увидели, как шьют сценическую обувь для танцевальных коллективов со всей страны, артистов театра оперы и балета, «Красного факела» и «Старого дома».
Лариса Сокольникова
Несмотря на то, что новосибирская фабрика нестандартной обуви совсем крохотная, у неё есть все атрибуты крупного промышленного производства: необходимое оборудование, парк уникальных колодок всех возможных размеров, строгое соблюдение технологического процесса, опытный персонал и салон, где можно примерить и купить такие туфли, ботинки или сапоги, каких не найти в обычных магазинах.
Как рассказал директор по производству Вадим Воронов, за год фабрика выпускает около 2000 пар обуви. Это не только индивидуальные заказы для нестандартных ног, но и розничные партии с учётом ортопедических нюансов. Кроме этого, ателье отшивает концертную, танцевальную и театральную обувь. Хореографические коллективы со всей России заказывают специальные туфли на каблуках. Изделия этого предприятия можно встретить и на сценах театров «Красный факел», «Старый дом», «Глобус», оперного.
Так, прямо сейчас фабрика шьёт туфли для оперы «Дон Жуан», премьера которой должна состояться на сцене НОВАТа в феврале. По словам Вадима Воронова, раньше в оперном театре было собственное производство обуви, но затем от этой практики отказались.
Для оперы «Малыш и Карлсон» в ателье изготовили яркие мультяшные туфли и ботинки. В постановке «Дидона и Эней» на персонажах стилизованные греческие сандалии с крыльями.
«Мы долго думали, как сделать, чтобы эти крылья держались статично. Придумали фиксировать их с помощью пищевой жести», — вспоминает Вадим Воронов.
Он отмечает, что самое большое удовольствие от создания обуви получаешь тогда, когда сегодня ты придумал модель, а уже завтра держишь её в руках.
По словам директора по производству, основная проблема — это найти персонал. Швеи сейчас на вес золота. Когда-то в Новосибирске было училище, откуда выпускали обувщиков. Но оно давно закрыто, и такие специалисты теперь в дефиците. Коллектив, которым руководит Вадим Воронов, к счастью, стабилен, люди работают годами, некоторые практически с самого старта предприятия.
В следующем году оно отметит своё 30-летие. В 1994-м два друга Вадим Воронов и Пётр Поротников, окончив вузы, вошли в обувной бизнес. Сначала просто торговали, а затем решили открыть собственное производство, заняв нишу нестандартных размеров: 46-53 для мужчин и от 41-44-го для женщин. Закупили всё необходимое оборудование: станки, швейные машины.
Со временем поняли, что особенная обувь требуется не только тем, кто не вписывается в привычный размерный ряд, но и людям с проблемными ногами. У кого-то широкая стопа, у кого-то выросшая косточка или какая-то патология, и обычная обувь из магазина им не подходит. Тогда начали выпускать ботинки и туфли с ортопедическими нюансами — использовали более широкую колодку, тянущиеся материалы для вставок, которые помогают ноге чувствовать себя свободнее.
Время от времени в магазин при ателье заходят настоящие богатыри — мужчины ростом выше двух метров с соответствующим размером стопы. Это баскетболисты и волейболисты, военнослужащие. По словам Вадима Воронова, самыми большими ботинками, сшитыми на фабрике, стали модели 53-го размера для Артёма Вольвича, ранее выступавшего за новосибирский волейбольный клуб «Локомотив». Как правило, спортсмены и в повседневной жизни носят спортивную обувь, но, видимо, в этот раз покупателю захотелось чего-то новенького, необычного.
На вопрос «Зачем люди со стандартной ногой заказывают обувь, если её просто можно купить в магазине?» Вадим Воронов ответил, что не всё можно купить. Иногда для какого-то случая требуется особая модель, например, под цвет гардероба. Приходят девушки, которые хотят туфли или босоножки на каблуке, но не могут купить то, о чём мечтают. Сейчас засилье спортивного стиля, и производители сокращают модельный ряд элегантной женственной обуви.
С подобными заказами обращаются и творческие люди нашего города, у которых не получается подыскать в магазинах штиблеты необычного дизайна или c редким сочетанием цветов.
Как правило, клиенты приносят в ателье фото модели, какую они хотят, дизайнер её рисует, возможно, предлагает какие-то свои идеи, затем подбирают материалы и декор. В итоге получаются уникальные туфли, каких не будет ни у кого. В ателье бережно хранят всю клиентскую базу, и если кто-то возвращается за новой парой, то уже не нужно его заново обмерять. Кроме того, если с обувью что-то случилось, её отремонтируют без вопросов.
Для изготовления обуви ателье использует итальянскую кожу. Поскольку с производителями в Италии налажены многолетние контакты, пока проблем с поставками нет. Колодки, по словам Воронова, производят всего четыре российских предприятия. Они могут сделать их по любым параметрам. Если колодка стала немодной, её можно переточить в другую модель. Так поступают, когда шьют театральные туфли нестандартного дизайна. Фабрика имеет широкий парк разнообразных колодок — от самых миниатюрных до огромных.
Главные новости вашего города — подписывайтесь на нашу группу Вконтакте.