Когда говорится о поставках новой техники, то активно обсуждают именно танки. Потому что это солидно и хорошо звучит. Как ни странно, но на немецкие танки (и другую военную технику) пытаются экстраполировать опыт и репутацию немецкого автомобилестроения. Это стоит немного разобрать.
Исторический экскурс.
Сам по себе проект Леопарда 2 запустился в 1965 году как национальная немецкая программа, которой занимался (занимается) концерт Krauss-Maffei. В условиях хорошего финансирования больших военных проектов "Холодной войны". К 1969 году были готовы прототипы. Параллельно испытывались прототипы американской программы XM-1, будущий Абрамс, про него статья:
Хоть Леопард и XM-1 изначально пытались разрабатывать параллельно, но в итоге пути разработки разошлись, получив в итоге разные семейства танков. Это может прозвучать странно, но вопросы унификации узлов в рамках вооружения и техники НАТО стояли ещё в те времена, но тогда продавить этот вопрос не получилось. Потому что у разных концернов всё-таки немного разная технологическая база, и интернета для постоянного обмена техническими решениями просто не было. И работали без АвтоКАДа, всё на бумаге, если надо было согласовать какие-то вопросы, надо было собирать целую делегацию и лететь через океан.
Тем не менее, в 1977 году была запущена в производство первая партия, и в 1979 году танк принят на вооружение. Всего на тот момент было принято решение о 5 сериях на 1800 машин. На текущий момент произведено около 3200 танков, и производственные линии не производят новые танки, идёт модернизация тех, которые уже произведены.
В ходе производства танков технологии развивались, появлялись новые приборы и в процессе модернизации были произведены некоторые изменения в конструкции. От серии к серии обновлялись приборы наблюдения и управления, прицелы, бронирование, расположение топлива и боекомплекта, радиостанции. В первой выпущенной серии вес танка был 50 тонн.
Танки второй и третьей серии получили название А2 (1982-1984 годы производства) - улучшение приборов наблюдения командира, прицела наводчика, изменение расположения боекомплекта, топлива в целях повышения безопасности.
Четвёртая серия - А3 (1984-1985) - новая радиостанция, дополнительная защита боекомплекта.
Пятая серия - А4 (1985-1987) - получила самые серьёзные улучшения из предпринятых на тот момент: резкое увеличение бронезащиты башни, дополнительные меры по повышению выживаемости экипажа, введение усовершенствованного баллистического вычислителя в СУО, введение в боекомплект снарядов повышенной мощности. Масса Леопарда 2А4 возросла до 55 тонн. Спустя несколько модернизаций добавили 5 тонн, неплохо да?
Становление "единого европейского танка".
Так исторически сложилось, что в рамках оружейной парадигмы Холодной войны, новые проекты техники запускались каждые 10-15 лет. В 1990 году, на уровне командования НАТО, обсуждалась новая модель "единого европейского танка" со 140мм пушкой. Как обычно, сначала обсуждение ТЗ, и только потом уже запуск разработки. Участвовать должны были 9 стран - США, Германия, Канада, Бельгия, Италия, Голландия, Франция, Испания и Англия. Идея была в избавлении от "зоопарка" техники, чтобы не было проблем с обслуживанием и запчастями. Возить детали и иметь общую материально-техническую базу на "единый танк" всяко удобнее, чем отдельно ковыряться в Абрамсе, Леопарде, Челленджере, Леклерке и их модификациях. И это всё ещё не учитывая более лёгкую технику, которой ещё больше.
Но в процессе событий 1991 года, продолжение развития этого проекта не случилось. Оказалось далее нецелесообразно иметь большие военные бюджеты "развития". Да и каждое новое поколение танков оказывалось всё более дорогостоящим. Новый (на тот момент) французский танк Леклерк был самым дорогостоящим танком до недавнего времени, когда его потеснил новый корейский К2 "Чёрная пантера". Делать новый танк ещё дороже никто на тот момент не собирался, и были приняты решения о модернизациях.
Таким нехитрым образом Леопард оказался тем самым "единым европейским танком", который был принят на вооружение практически по всей Европе. Пару национальных танковых программ Англии\Франции особо не покупали. Леклерки оказались дорогими, а Челленджеры с сомнительными качествами и самым большим весом. Настоящий "тяжёлый танк" на 75 тонн, с раздельным!! заряжанием, про него тоже есть статья.
Продолжение модернизаций и "что сейчас".
Новые модернизации Леопардов проводили в 6-8 сериях танков с обозначением 2А5 с 1995 года. Добавили бронирование, обновили приборы, общая масса танка увеличилась до 60-62 тонн в зависимости от вариантов бронирования. Самое главное - добавили спутниковую навигацию по GPS. Полезно. Спрашивать дорогу у местных оказывалось больше не надо.
Часть танков модернизации 2А5 (225 штук) в 2001 году начали модернизировать под версию 2А6. Основное отличие - увеличение длины ствола на 11 калибров. Соответственно случилось увеличение дульной энергии выстрела, начальная скорость снаряда тоже подросла, выросло бронепробивание и дальность выстрела. Масса танка в этой модификации 62 тонны. Также добавлена информационно-управляющая система. Подробностей об акустике, на сколько там дисков магнитола, обшивке сидений, обогреве, других опциях - не пишут. Хотя глядя на следующий "пакет модернизаций" есть понимание того, что в принципе такие вопросы должны быть.
Следующая модернизация была показана на выставке в 2010 году, 2А7+. Причём не "сразу всё", а как "модульный пакет обновлений" по требованиям заказчика. По обновлениям там всё как обычно, новые комплексы связи, дополнительное бронирование, навесные панели брони от различных поражающих средств, улучшение системы управления огня (СУО), добавление вспомогательной силовой установки (для того, чтобы меньше расходовать ресурс основного двигателя) и так далее. Скорее всего в глубине прайса также должен идти выбор обшивки сидений, варианты обдува, массаж, сенсорные экраны, премиальная акустика, салон из массива дерева...Масса последней на данный момент модификации также подросла до 70 тонн. Не Челленджер, конечно, но от изначальных 50 тонн танк ушёл значительно.
На 2015 год было произведено всего 20 танков последней модификации, сделаны они были из партии танков версии 2А6NL (которые модернизируют под выставки). Основным приобретателем версии 2А7+ оказался Катар. В Катаре 62 таких танков, а Саудовской Аравии так и не согласовали поставку 800 танков на 25 млрд долларов. В самой Германии, к слову, так и осталось 20 штук Леопардов 2А7+.
Выводы.
Когда говорится про Леопарды, то на выходе получился тот самый "обычный танк", без каких-то особых фишек. Автомат заряжания там так и не появился, даже в самых новых версиях. Особое бронирование и "пушку помощнее" можно рассматривать в относительно штучной версии 2А6 и новее, но их откровенно мало. Какие-то крутые цифровые навороты - это тоже удел версии 2А6 и новее. Основные массовые серии 2А4\2А5 - это техника максимум 90-х годов. Которые относительно недалеко ушли от изначального проекта из 70-х.
Фактически мы видим ситуацию, где Леопарды стали тем самым "единым европейским танком". Основные модификации с более-менее актуальным количеством - это 2А4-2А5. Версия 2А6, фактически, так и осталась редкой. Те версии, которые годами показывали на выставках - так и остались в выставочных количествах. Массово их нет даже в ФРГ. Когда идёт речь про поставки Леопардов, то надо понимать, что отправляют "устаревший неликвид задорого". В данном случае - версии 2А4, из 80-х. Примерно с теми же ТТХ, что и польские Т-72, которые были отправлены в прошлом году, но без автомата заряжания. Польские экипажи "почему-то" не рвутся участвовать на этой технике в конфликте. Если они успешно участвуют на самоходках "Краб", то это только потому, что артиллерия не предполагает прямого контакта. Танки же участвуют в непосредственном столкновении с противником, в досягаемости средств ПТРК, и в таком "устаревшем" виде - это не особо интересно.
Опять же, пока ещё немецкое руководство сопротивляется, и не собирается поставлять эти танки отдельно от американских Абрамсов. Хотят поставлять танки только в рамках "коалиции", чтобы не было отдельной ответственности. В своё время иностранные военные производители не хотели участвовать в "танковом биатлоне", но реальность подводит их к тому месту, где они в том или ином виде поучаствуют в "соревнованиях". Как раз подъедет свежая информация о пробитии и качествах брони и пушек.
Спасибо за прочтение. Лайк и подписка приветствуются. Хочется обсудить - пишите в комментариях.