О Прозорове - красивом месте на берегу Рыбинского моря, не раз приходилось слышать от знакомых. Их рассказы звучали заманчиво: «У-у, там красотища! Недавно ездили, и еще собираемся»! Однако путь от Ярославля туда пролегал не ближний - более двухсот километров.
Первую остановку решили сделать в Большом Селе, бывшей вотчине графов Шереметевых. Из здешних памятников наиболее интересна церковь Параскевы Пятницы 1747 г. Колокольня её увенчана не традиционным шатром, а куполом с сомкнутым сводом.
В селе много старинных каменных особняков
Примечательна плотина на реке Юхоти, построенная на месте старой шереметевской мельницы
Через 12 км впереди показалась Новое Село – второй по значимости центр шереметевской вотчины. О пребывании здесь графов напоминает монументальная церковь во имя Пресвятой Троицы. Своими формами она созвучна Спасской церкви в Кусково, подмосковной усадьбе Шереметевых.
Из шереметьевских построек также сохранились здания вотчинной конторы и богадельни, правда в весьма прискорбном состоянии. Поэтому лучше покажу их на эскизных набросках, сделанных в графическом редакторе
В Новом Селе в некотором роде ощущаешь себя странником на распутье. До следующей точки маршрута – города Мышкина - можно было добраться, свернув налево - на Углич. И там по плотине Угличской ГЭС переехать на левый берег Волги. Однако это добавляло к маршруту около 80-ти км.
Дорога, ведущая направо, была гораздо короче. Но в таком случае, чтобы попасть в Мышкин, требовалось преодолеть Волгу на речном пароме. А это означало + 300 рублей за перевоз, и при опоздании на очередной рейс + 1 час ожидания.
В итоге, решили избрать второй вариант, как более экзотичный и наполненный ветром странствий. И верно - за время короткого плавания успеваешь надышаться волжской прохладой, и вдоволь налюбоваться живописной панорамой города! К тому же, паромный съезд вёл прямо к центру Мышкина, а там явно было что посмотреть.
По столичному внушительны две городские усадьбы купцов Чистовых.
Главный храм города – Успенский собор построен по проекту «цесарского» (австрийского) архитектора Иоганнеса Манфрини
Некоторый диссонанс в историческую застройку вносит местный аналог американского Диснейленда – огромный «Дворец мыши». В Суздале подобные развлекательные объекты вынесены за городскую черту.
Однако пора было ехать дальше - до Прозорова предстояло добираться еще 115 км.
На удивление, после поселка института Биологии внутренних вод в Борке дорога стала довольно оживлённой. Навстречу часто попадались люксовые джипы с московскими номерами. На прицепах они тянули лодки с подвесными моторами.
Всё напоминало здесь о близости Рыбинского моря. На придорожных домах повсюду красовались вывески: «Ночлег, еда, рыбалка». Ближе к райцентру Брейтово трасса была застроена базами и гостевыми коттеджами для любителей ловли жереха и судака на морских просторах. Судя по количеству припаркованных машин, недостатка в гостях они не испытывали.
Запомнился эпический вид, открывающийся с моста через реку Сить.
Весьма живописен и сам поселок Брейтово с «приморским» бульваром и церковью, напоминающей древние новгородские храмы.
От Брейтова до Прозорова было уже рукой подать – около 17 км. Не доезжая до села, свернули на грунтовую дорогу к базе отдыха «Заповедный край». Цены на номера там оказались довольно божеские. Но разместиться решили в палатках прямо на берегу моря – погода тому благоприятствовала.
Правда, часть прибрежных полян в сосновом лесу была уже занята более расторопными туристами. Однако без проблем удалось отыскать уютное местечко с видом на море. Порадовало, что вокруг было довольно чисто. И даже местные комары не сильно досаждали – их сдувал свежий морской ветерок.
Наверно, кто-то скажет: «Рыбинка»? – ну какое ж это море? – всего-то крупное водохранилище»! Спору нет, всё так. Но засыпаешь здесь под шум прибоя. И глаза прекрасно отдыхают от компьютера при виде морских далей.
В итоге, выспались все замечательно. Единственно, автор не поленился проснуться рано утром, чтобы встретить морской рассвет.
Да, стоило гнаться сюда 220 км по ухабистым дорогам – картина восхода открывалась просто феерическая! Правда, пока бегал в палатку за фотиком, солнце уже успело немного оторваться от горизонта.
Ближе к полудню на море установилось затишье. Из лазурных просторов веял легкий бриз.
На обратном пути решили заехать в Прозорово. Там на площади возвышалась ухоженная, как картинка, Троицкая церковь.
Оказалось, что место здесь историческое. От названия села пошла фамилия одного «первейших» боярских родов - князей Прозоровских.
Прозоровские? Вспомнились кадры из фильма «Россия молодая», где архангельский воевода Алексей Прозоровский, встав на скользкий путь предательства, строит козни верным сподвижникам Петра - командору Иевлеву и кормчему Рябову.
Меж тем, историки не подтверждают факта измены князя Прозоровского. Напротив, именно под его началом на Белом море шла подготовка к отражению шведской агрессии: завершалось строительство Новодвинской крепости, был усилен до 2400 стрельцов гарнизон Архангельска, обеспечены «пороховым припасом» 100 крепостных орудий …
На протяжении многих веков князья Прозоровские верой и правдой служили России. Древний род берет начало от князей Мологских – прямых потомков легендарных Рюриковичей. В 1380 году дружина под началом князя Фёдора Михайловича Мологского сражалась на Куликовом поле на правом фланге войска Дмитрия Донского.
После смерти князя в 1408 году удел был поделен между сыновьями. По завещанию богатое село Прозорово отошло младшему сыну Ивану. И тот первым делом повелел поставить на здешнем холме терем с княжьим столом. А наследники его «от имени места сего» стали именоваться князьями Прозоровскими.
По словарю Даля: «Прозор – место открытое и высокое, откуда вольный вид во все стороны или вдаль». Есть созвучие со словами «зрить», «прозрение».
В последующие века Прозоровские служили при царском дворе воеводами, окольничими, стольниками. Большой знатности и богатства их род достиг в XVII веке.
При царе Алексее Михайловиче Прозоровские вошли в число 16 «первейших» боярских фамилий, уступая по чести Воротынским, Черкасским, Трубецким, Голицыным, Хованским, Одоевским, Пронским, Репниным, но превосходя Хилковых, Буйносовых, Урусовых, Шереметевых, Шеиных, Морозовых и Салтыковых.
В XVIII веке видное место среди сподвижников Екатерины II занял полководец Александр Александрович Прозоровский. При его активном участии был одержан ряд побед в Семилетней войне и разгромлены польские конфедераты. За успехи в Русско-Турецкой войне 1768-1774 гг. и присоединение Крыма указом императрицы Прозоровский был удостоен звания генерал-фельдмаршала.
Как сказано в Писании: «Достойно есть»! И верно пишут, что у Екатерины Великой было превосходное чутье на кадровый корпус. А маленькие слабости в державном деле не в счет.
Из рода Прозоровских происходила жена Александра Васильевича Суворова – Варвара Ивановна. Она была дочерью генерал-аншефа князя И.А. Прозоровского.
О героическом прошлом жителей Прозорова напоминает столбик с расстояниями до Парижа и Берлина
В заключение скажу, что на Рыбинском море доводилось отдыхать и раньше. Например, в Костине - это ближе к Пошехонью. И на Каменниковском полуострове близ Рыбинска. Там тоже красиво.
Но, пожалуй, наиболее яркие впечатления остались от Прозорова. Может потому, что погода удалась, и на обратный паром в Мышкине успели за две минуты до отправления