Найти в Дзене
Вестник VR

Олимпиада по робототехнике: интервью с участницей

Оглавление

Олимпиады для школьников — один из способов показать свои возможности. Ученица 11 класса Президентского физико-математического лицея №239 г. Санкт-Петербург Мария Литвинова в прошлом году стала победителем регионального этапа Всероссийской олимпиады школьников (ВсОШ) по технологии в номинации «Робототехника» и приняла участие в заключительном. Мария рассказала, из каких туров состоит олимпиада и как к ней готовиться.

Почему ты выбрала робототехнику для участия в олимпиаде?

В нашей школе с 5 по 7 классы в рамках технологии был модуль «ИКТ и робототехника», где информатика совмещена с робототехникой. Мы изучали сначала графическую среду программирования в RoboLab и TRIK Studio. Собирали простых роботов с помощью конструкторов LEGO, выполняли учебные задачи — движение по лабиринту, по линии и т.д. На примерах изучали различные алгоритмы. В 7 классе начались уже более сложные алгоритмы, мы перешли в текстовую среду программирования.

Я начала разрабатывать проекты в 7 классе и продолжаю заниматься этим до сих пор, хотя уроков технологии в старших классах уже нет. В лицее есть Центр робототехники, где можно развиваться в этом направлении. В этом году на уроках технологии появился отдельный модуль «Робототехника». Если раньше я соревновалась в одной номинации даже с теми, кто работает по дереву, то сейчас для ребят-робототехников на олимпиаде всё изменится. Задания будут только по данному направлению.

Что в себя включает заключительный этап Всероссийской олимпиады школьников по технологии в номинации «Робототехника»?

Он состоит из трёх туров:

  • Теория — здесь участникам нужно ответить на вопросы теста. В прошлом году вопросы касались всего курса технологии. В этом году будет несколько общих вопросов, а остальные — по робототехнике и механике. Предполагаю, будет что-то связанное с программированием, электрическими схемами и алгоритмами.
  • Практика — каждому участнику даётся задание и предоставляется полигон, на котором могут быть представлены предметы, линии, здания. В задании чётко описано, что должен сделать робот. Также нужно составить принципиальную или структурную схему робота по ГОСТам. Поэтому, кроме правильности выполнения траектории робота, оценивается оформление и оптимизация программы. Для прохождения этого этапа всем участникам выдают плату с микроконтроллерами Arduino, платы расширения для моторов и датчиков. Это уже готовые модули, их нужно только подключить.
  • Защита проектов — необходимо подготовить проект и пояснительную записку к нему, тоже по определённым стандартам. Затем защитить его и продемонстрировать работоспособность.

Как ты готовилась к олимпиаде?

Когда я начала участвовать в олимпиаде, у меня уже не было в школе уроков по робототехнике. Поэтому к теории готовилась с преподавателями на кружках. В этом году теория на ВсОШ — это так называемый «чёрный ящик». Раньше робототехника не была отдельным направлением. Поэтому пока никто не знает наверняка, что нас ждёт.

Для подготовки к практике я просто делала задания прошлых лет. А что касается проекта, начинать готовить его нужно с самого начала учебного года или даже раньше. Это кропотливая работа, которая занимает много времени.

Расскажи о своих проектах — что они из себя представляют?

В прошлом году я делала робота-слона. Это лишь часть большого проекта, там было ещё несколько роботов, которых разрабатывали другие ребята. Призёром стать не получилось, но я планирую продолжать участие.

-2

В этом году, например, представлю робота, которого делала для соревнования «RoboCup». Сейчас продолжаю над ним работать. Это учебная модель, которая поможет решить актуальные задачи современности.

Что даёт призёрство или победа в заключительном этапе ВсОШ по робототехнике?

Дополнительные баллы к ЕГЭ, конечно. В Москве есть несколько вузов, в которые победители могут поступить вообще без вступительных испытаний. А ещё призёры и победители заключительного этапа получают премии. В каждом регионе сумма разная. В Санкт-Петербурге, например, призёр получает 300 тысяч, а победитель — 500 тысяч рублей.

В каких ещё олимпиадах ты принимала участие?

В лицее нас готовят к разным соревнованиям. Я участвовала несколько раз в чемпионате «RoboCup». Это международные соревнования, которые состоят из 4 основных состязаний, каждое из которых, в свою очередь, делится на несколько лиг.

В прошлом году я принимала участие в творческой лиге «Роботы на сцене». Нужно было создать театрализованное представление на сцене с участием роботов. В этом году участвую в лиге «Роботы-спасатели». Там будет специальный полигон, на котором имитируется спасение жертв в экстремальных условиях. Ещё есть лига «РобоФутбол», но я в нём пока не участвовала.

Что ты можешь посоветовать школьникам, которые хотят стать призёрами или победителями ВсОШ по технологии в номинации «Робототехника»?

  1. Начните готовиться заранее, чтобы качественно подготовить проект;
  2. Прочитайте требования, чтобы понять, как оценивается прохождение всех этапов. Если вы не учли какие-то критерии, баллы вам не дадут;
  3. Изучите задания прошлых лет — как правило, они могут повторяться.

Если правильно построить своё выступление и верно написать пояснительную записку, всё будет хорошо. Желаю всем успехов!

Компания Modum Lab разрабатывает Цифровую мастерскую Modum CORAL. Она не только поможет проводить уроки технологии по модулю «Робототехника», но и послужит стартом для подготовки к олимпиадам. Подробнее об этом можно узнать по ссылке.