Посмотрите несколько раз на корейское слово «Здравствуйте» — «안녕하세요». Возьмите ручку, переложите её в непривычную руку — и попробуйте точно и красиво написать это слово по памяти. Вид букв забывается, приходится постоянно проверять, верно ли вы помните каждую закорючку, рука, непривыкшая к письму, напрягается и дрожит, а на листе выводятся неуверенные каракули, слабо похожие на тот образ, который был у вас в голове.
Напряжение, которое вы почувствовали, отчасти напоминает то, с чем сталкиваются дети, когда овладевают навыком письма. Что же движет ребёнком, что мотивирует его не сдаваться? Огромное желание выразить свои мысли и идеи. Давайте разбираться, как помочь ребёнку научиться писать от руки, какие сложности вас поджидают и в каком возрасте лучше начинать подготовку.
Когда ребёнок начнёт писать и как ему помочь?
Есть несколько этапов, через которые проходят дети при освоении навыков письма.
Каждый ребёнок переходит от одного этапа к другому в собственном темпе, а указанные возрастные рамки — всего лишь ориентир. Не стоит переживать из-за прогресса ребёнка: некоторым детям быстро даются навыки письма, а у других это займёт больше времени.
~ От 0 до 2 лет
Первый этап в обучении письму — это рисунки и каракули из линий. В этом возрасте малыши наблюдают за вами и тянутся за мелками и цветными карандашами, чтобы повторить за взрослыми. Пока что карандаши и бумага — предметы новой игры: карандаш взаимодействует с бумагой и оставляет яркий след, но этот след ещё не отражает никаких мыслей или образов.
Когда ребёнок поймёт, что его идеи могут существовать в письменной форме, в его сознании произойдёт настоящая революция. Вы заметите, что это происходит, когда увидите, что малыш сопровождает свои рисунки историями и проговаривает слова. Обязательно попросите ребёнка рассказать о том, какие фантастические истории он зашифровал на бумаге в этих закорючках.
Совет: маленьким детям проще держать в руке толстые письменные принадлежности. Дайте ребёнку толстые маркеры, мягкие карандаши и восковые мелки.
Как помочь ребёнку?
- Особое удовольствие в этом возрасте принесёт рисование закорючек на сыпучих материалах, например, манке или песке. Отлично подойдут для рисования запотевшее стекло и рассыпанная мука.
- Поиграйте вместе с малышом с магнитным алфавитом на холодильнике: это поможет запомнить очертания букв.
- Дайте малышу пальчиковые краски, сделанные на основе природных красителей. Для этого вам понадобится смешать детское пюре с ингредиентами, которые дают яркие цвета: морковью, свёклой, шпинатом, ежевикой и голубикой. Конечно, необходимо научить ребёнка, что есть краски нельзя, однако, если малыш засунет такие краски в рот, ничего страшного не произойдет.
~ 2–4 года
Дети на этом этапе делают большой шаг от рисования каракулей к пониманию того, что за линиями и чёрточками скрываются специальные символы — буквы.
Они ещё слабо сопоставляют буквы со звуками, но начинают понимать, что буквы играют особую роль в письме. В начале на письме могут появляться другие символы, но со временем на место всех загогулин придут именно буквы. Чтобы поспособствовать этому переходу, научите ребёнка писать буквы его имени, затем переходите к буквам в «мама» и «папа».
На данном этапе для развития письма необходимо много читать вместе с малышом: чтение вслух закрепляет в сознании ребёнка связь между буквами и словами, словами и их значениями.
Детям понадобится эмоциональная поддержка и признание их успехов: обязательно вешайте лучшие буквы малыша на холодильник и храните всё творчество в специальной папке.
Совет: купите смываемые фломастеры и акварель. Это облегчит вам жизнь, когда творчество малыша неизбежно затронет обои.
Как помочь ребёнку?
- Отличным занятием в этом возрасте станут игры на закрепление образов букв. Предложите малышу повыводить пальцем очертания букв на снегу или на песке. Попробуйте выложить буквы из всего, что попадётся под руку: кубиков, камней, ракушек или листочков.
- Пишите очень большие буквы: один ватман на одну букву — довольно дорогой вариант, а вот упаковки мелков для рисования на асфальте огромных «А», «Б» и «В» хватит надолго.
- Предложите ребёнку игры на определение количества слогов. Например, поиграйте с карточками, на которых написано по одному слогу — соедините слоги в слова или сложите домино.
~ 4–7 лет
В этот период дети начинают понимать, что слова состоят из звуков и что буквы выражают эти звуки на письме. «Дарагой детмароз, хоучу крацтруктар» — это попытка ребёнка сопоставить звуки, которые он слышит в слове, с буквами, которые знает.
Подобная «выдуманная орфография» нормальна для этого возраста, дети часто меняют местами буквы и путают их. Может возникнуть соблазн исправить все ошибки ребёнка — лучше делать это постепенно и по чуть-чуть, иначе велик риск, что из процесса обучения пропадёт всё веселье, а за ним и мотивация.
Примерно в 5–6 лет дети переходят к «словарному» правописанию.
Для этой возрастной группы предложено множество дидактических пособий — прописей. Прописи помогают усвоить словарное правописание слов, научиться прописным буквам и курсиву, строчным и заглавным буквам, перейти от неровных закорючек к стройным и аккуратным линиям.
В этом возрасте в словах неизбежно присутствуют ошибки, но теперь дети знают, что от варианта написания слова меняется его значение. Попытка как можно скорее подтолкнуть ребёнка к правильному правописанию может наоборот затормозить усвоение навыка.
Лучше разделять аспекты обучения письму: если в упражнении делается упор на красоту букв, не стоит в этот момент требовать скорости и правильной орфографии.
Как помочь ребёнку?
- Включите письмо в ваши сюжетно-ролевые игры: помогите ребёнку написать меню для чаепития кукол или рецепт для игры в доктора.
- Дайте задание ребёнку написать список игрушек, которые он хотел бы получить на предстоящий праздник. Составление подобного списка обязательно вызовет энтузиазм.
- Предложите помочь ребёнку записать его рассказы. Дети придумывают идеи намного быстрее, чем могут их записать. Ребёнку будет приятно видеть, что вы фиксируете его мысли на бумаге. Со временем его писательские способности сравняются по скорости с полётом его мысли.
Почему возникают сложности и как с ними справиться?
- Ребёнок быстро устает держать карандаш и надавливать на него. Первоклассникам сложно безотрывно выводить линии в прописях. Как правило, они начинают сильнее сдавливать ручку, — и рука перенапрягается. Это не значит, что ребёнку ещё рано браться за прописи, наоборот, в данном случае практика — путь к совершенству. Чем больше ребёнок тренируется, тем лучше становится его мелкая моторика, однако нагрузку и продолжительность занятий следует повышать аккуратно и не спеша. Замените ручки и карандаши на более мягкие и толстые: это поможет снять часть напряжения. Также уделите время занятиям, которые развивают способность удерживать предметы между большим и указательным пальцами, например, нанизывать бусинки или собирать пазлы.
- Если ребёнок путает буквы, поработайте с пособиями азбук-ассоциаций. Они сопровождают каждую букву картинкой, которая закрепляет в памяти яркий образ из жизни. Ребёнку будет гораздо проще вспомнить букву «Ж», если сначала потренировать ассоциацию с жуком, а для буквы «О» нарисовать много разноцветных обручей. Будут полезны и игры на распознавание. Например, если ребёнок путает «Ц» и «Ч», попросите обвести только «Ч» в тексте.
- Буквы «отзеркалены». Написание букв справа налево — вполне нормальный этап в обучении. Со временем это пройдёт, но можно немного помочь ребёнку: ставьте точки там, где начинается буква, у самого края листа или доски.
- Буквы не помещаются в строчки. Помогите ребёнку осознать пропорции букв: потренируйтесь писать на листах разных размеров — от ватманов до записочек из печений с предсказаниями. Ещё одно упражнение — писать «матрёшкой», так, чтобы уместить в одну букву её варианты поменьше.
- Ребёнок просто отказывается писать. Возможно, письмо даётся настолько тяжело, что пропадает какая-либо мотивация пытаться. Стоит выкрутить похвалу на максимум и добавить в обучение как можно больше игр. Добавляйте осмысленных текстов: списки желанных подарков, письма друзьям, истории с игрушками и сказки. Обязательно проявляйте повышенный интерес ко всему, что напишет ребёнок, обсуждайте и просите рассказать подробнее.
☝🏼 Иногда ошибки могут быть признаком дисграфии — нарушения письма. Если ребёнок вставляет в середине строки заглавные буквы, начинает писать с середины листа, его слова блуждают вне начерченных строк, а расстояние между словами распределено неравномерно и совершенно непредсказуемо — это значит, что все его усилия уходят на то, чтобы понять, как писать, а не что писать. Дисграфию чаще всего определяют в начальной школе. Если у ребёнка есть признаки дисграфии, рекомендуется записаться к логопеду.
Как выбрать прописи?
- Выбирайте прописи для самостоятельного домашнего обучения, дидактические материалы для занятий с учителем в школе выстроены несколько иначе.
- Подбирайте материалы по возрасту. Например, для малышей от 0 до 3 лет подойдут уроки пальчикового рисования и многоразовая книжка со специальным покрытием, позволяющем стирать фломастер. Для самостоятельных занятий с дошкольниками можно выбрать пособие по методике Марии Монтессори и рабочую тетрадь с наклейками.
- Разнообразьте прописи с помощью игр. На сайте Детского мира вы найдёте большой выбор игровых пособий.
Умение писать — сложный навык. Чтобы ему научиться, каждому ребёнку требуется разное количество времени и усилий. Как и с другими полезными навыками, самое главное — создать позитивный настрой и укрепить мотивацию малыша. Если давать ребёнку задачи по возрасту и не забывать хвалить и подбадривать, у него всё получится!