Утром 27 июля (9 августа) 1916 года на аэродроме авиационного завода Артура Анатра, рядом со Стрельбищным полем под Одессой производились испытания биплана «Анатра Анаде» - нового детища конструктора Элизэ Декана.
Первым в полет на новом аппарате отправился штатный летчик-испытатель завода подпоручик-француз Жан Робинэ. Он поднял самолет в воздух, за 20 минут набрав высоту в 2000 метров, заглушил мотор и плавно спланировал. Все было отлично: при умеренном ветре в 5,5 метров в секунду, аппарат был устойчив, мотор работал, как часы, и Жан передал эстафету другому пилоту — лейтенанту Марку Бонье: «Все в порядке, дружище! Принимай птичку!»
Марк — высокий, слегка сутулый голубоглазый блондин в очках, эдакий студент-отличник, – на самом деле опытный пилот, настоящая знаменитость. О его перелете из Парижа в Каир перед самой войной трубила вся мировая пресса, да и на фронте он отличился: за два года дослужился от капрала до лейтенанта, награжден Военным крестом и Военной медалью. Теперь вот, прибыл в Россию.
Марк в Одессе лишь пару дней, но уже бывал здесь в 1913-м, по пути на Ближний Восток, и его тут знают и помнят.
Бонье и Робинэ – старые товарищи, знакомы еще по учебе в школе Соммера в Мурмелоне, даже получили дипломы пилотов в один и тот же день. Теперь снова вместе. Марк, конечно, рвался на фронт, но командование зрешило, что такому опытному пилоту нужно поручить испытание новых самолетов, а Жан, со своей стороны, горяче рекомендовал старого приятеля. Бонье – прекрасный пилот и парень отличный, с ним им с Анри Жоффрэ будет намного легче, да и веселее. Марк великолепный рассказчик, а повидал он столько интересного, что мог бы и книгу написать.
Марк плавно поднял аэроплан в небо, на 24-й минуте выключил мотор и стал планировать, кружа над аэродромом. Завершив последний круг, он развернул самолет против усиливающегося ветра. Вдруг, аппарат стал терять высоту, летчик пытается выровнять машину, чтобы дотянуть до аэродрома, но, когда до него оставалось совсем немного, не более 800 метров, самолет пошел носом вниз. Удар о землю, и аэроплан разлетелся на куски... Летчик-испытатель погиб на месте...
Золотой мальчик
Марк Бонье родился 19 февраля 1887 года, в половине 12 ночи, в Париже, в престижном 8-м округе, на ул. де Бернули (rue de Bernouilli), в семье Луи Бонье и Изабель Декуши. Мальчик рос в артистической среде: в доме его родителей, на рю де Берлин, 31, куда семья переехала в 1895 году, часто бывали известные художники и маститые писатели, стены дома украшали полотна художников-импрессионистов и пуэнталистов — друзей его отца и деда.
Луи Бернар Бонье, отец Марка, - известный архитектор, был главным архитектором департамента парков мэрии столицы, занимался тем, что тогда еще не называлось «градостроительство». Он был архитектором Salon de l'Art Nouveau, спроектированного Самуэлем Бингом в 1895 году, а для Всемирной выставки 1900 года разработал знаменитый земной шар, по заказу географа-анархиста Элизе Реклю.
Впрочем, в этой семье были талантливы все: отец Изабель, дед Марка, Жан Декуши, тоже был известным архитектором, а брат, дядя Марка – Фернан Декуши — художником-импрессионистом, другом Луи Бонье.
Марк и два его старших брата, Жан и Жак, воспитывались в атмосфере искусства, много читали, учились музыке и живописи, путешествовали вместе с родителями, впитывая передовые идеи того времени.
Жан и Жак Бонье пошли по стопам отца и деда: оба поступили учиться в Высшую Школу Изящных искусств (École nationale supérieure des Beaux-Arts). Первый стал художником-декоратором, а второй — архитектором. Марк же выбрал факультет права престижной Высшей школы политических наук (L'école des sciences politiques) и собирался стать дипломатом.
Как студент, он получил по закону отсрочку от армейской службы на год и, сдав экзамены на первую степень, 1 октября 1908 года был призван в армию. Воспитанный патриотом, Марк и не думал отказываться от службы, хотя сильная близорукость (-8!!!), предоставляла ему такую возможность. Через неделю солдат Бонье явился в полк. Служил вчерашний студент в 1-м Инженерном полку в Версале, под Парижем. Демобилизовавшись в конце октября 1910 года, он должен был продолжить учебу, чтобы получить степень магистра международного права.
Образованный, начитанный, интеллигентный юноша, с прекрасными манерами, он наверняка преуспел бы на этом поприще, если бы не страсть к полетам, которая захватила Марка, как и многих его сверстников. Во время службы, Бонье, абсолютный гуманитарий, далекий от техники, всерьез увлекся зарождающейся авиацией и отправился учиться в авиашколу в Мурмелоне.
Едва получив диплом гражданского пилота, Марк начал испытывать самолеты и участвовать в воздушных рейдах, устанавливая все новые и новые рекорды.
В декабре 1910 года молодой пилот участвует в своих первых испытаниях — летает на моноплане «Антуанет VI» (Antoinette VI) конструктора Леона Левавассера. Через пару лет он станет главным пилотом школы Нюпора (Nieuport).