Несмотря на то, что именно Голливуд является лидером по производству кино в целом, и хорроров в частности, жанр ужасов представлен практически во всех странах мира. Более того, каждая культура откладывает свой отпечаток на жанр. По фильмам ужасов можно отследить и менталитет, и культурные особенности, и влияние прошлого страны, а также узнать другие народы поближе. Ведь что может быть интимнее, чем чужие страхи? В сегодняшней подборке — мрачные сказки западной Европы об эскапизме, колдовстве и жестокости.
«Страна призраков» (Incident in a Ghost Land) 2018, Франция
Бет — известная писательница ужасов. У нее прекрасная жизнь, которую отравляют лишь воспоминания об инциденте, который произошел с ней, ее сестрой Верой и матерью Полин много лет назад, после переезда в новый дом (с которого и начинается фильм). Нападение неизвестных злоумышленников откладывает отпечаток на Бет, но ее сестру оно полностью ломает. Вера с матерью остались в том доме, и у девушки развилось серьёзное расстройство психики из-за перенесенного в юности стресса - она утверждает, что видит призраков. Бет решает навестить семью впервые за много лет, приезжает в старый дом, и ей начинает казаться, что Вера вовсе не безумна в своих страхах….
Известный французский режиссер Паскаль Ложье однажды уже вошел в историю жанра ужасов, сняв легендарных кошмарных «Мучениц», но «Страна призраков» идет еще дальше в исследовании природы страхов и того, как человеческая психика реагирует на них. Фильм Ложье двулик, он играет со зрителем, преображаясь из довольно банальной готической истории про «нехороший дом» в напряжённый, жёсткий, натуралистичный и тяжёлый триллер про выживание и попытки спастись из липкого ночного кошмара, который неожиданно оказывается твоей жизнью. Отдельным украшением фильма является Милен Фармер, исполнившая роль Полин. В картине ощущается настроение клипов самой Фармер, сочетание истинно французской тонкости, эстетичности, безумия и натурализма.
«Ведьмы» (Hagazussa) 2017, Германия
XV век, Альпы. Альбрун – дочь женщины, которую все в округе называют ведьмой. Они с матерью живут в избушке, вдали от людей, практически изолированные от мира. Проходят годы, и Альбрун в точности повторяет путь матери. Являются ли эти женщины ведьмами? Или таковыми их делает человеческая жестокость и предубеждения?
Творение австрийского режиссера Лукаса Файгелфелда – фильм, вторым жанром к которому можно смело ставить «арт-хаус». «Ведьмы» – не то кино, за которым можно скоротать вечерок, наслаждаясь попкорном. Это очень тяжелая во всех смыслах история – и в плане трактовок, и визуально, и морально. «Ведьм» недостаточно просто посмотреть – нужно увидеть то, что закладывал режиссер в своей ленте, практически лишенной диалогов, и шокирующей зрителя иногда поистине отвратительными и смущающими сценами. Режиссеру удалось великолепно передать атмосферу недоверия, паранойи, ереси и безумия, что царили в тех краях в Средневековье, когда Германия стала центральным полыхающих костром Европы, сердцем охоты на ведьм. «Ведьм», которые никогда не умели колдовать. «Ведьм», что сжигались по пустым наветам соседей из неприязни и зависти. Истинное зло не рождается из темных ритуалов, его создают люди, и именно об этом на языке полунамеков, долгих планов и иносказательных сцен говорит нам «Hagazussa».
Пастушья кукла (Sennentuntschi) 2010, Швейцария
1975 год, швейцарские Альпы. В деревушке Трепунт происходит сразу несколько странных событий, на первый взгляд никак не связанных друг с другом. Сначала местный священник совершает самоубийство, а вскоре после этого в деревне появляется странная немая девушка, которая не может объяснить, кто она и откуда, но очень боится распятий. Полицейский Ройш защищает ее от суеверной толпы, но, чтобы понять, кто она, нужно подняться в горы, и узнать, что за ритуалы проводили местные сыровары... и как это связано с поисками сбежавшего преступника.
Для массового зрителя может оказаться открытием уже тот факт, что в Швейцарии в принципе снимают кино, да еще какое! «Пастушья кукла» – это великолепный триллер с элементами хоррора и захватывающей, многослойной детективной линией. Лента постоянно подкидывает загадки, предлагая зрителям самим понять, где есть мистика, а где ее нет. Отдельно стоит отметить атмосферу, которая раскрывает Швейцарию совсем не с типичной сытой и обеспеченной стороны, а напоминает о том, что в этой стране тоже есть горы, древние суеверия и суровые люди. Знаменитый сыр возникает не из воздуха, его готовит усталый пропотевший сыровар, который может оказаться совсем не «веселым молочником» из рекламы. «Пастушья кукла», хоть и не является классическим хоррором, однозначно может напугать, и точно достоин внимания ценителей жанра.
Вас могут заинтересовать и другие статьи канала на похожие темы:
Ставьте лайки, пишите комментарии, подписывайтесь на канал. Спасибо!