Краевой суд признал геноцидом массовое убийство жителей Ставрополья, совершенное немецко-фашистскими захватчиками во время Великой Отечественной войны. Подобный иск предъявила региональная прокуратура по поручению генпрокурора России Игоря Краснова.
После начала Великой Отечественной войны на Ставрополье из западных регионов СССР эвакуировали население страны. К января 1942 года в крае разместили около 170 тысяч граждан. А в февраля в регион везли жителей блокадного Ленинграда. Поэтому среди жертв геноцида жителей оккупированного края были и приезжие.
- Всего на территории края немецкими оккупационными властями и их пособниками путем массовых расстрелов, погребения заживо, отравления и истязания преднамеренно массово истреблено более 28 тысяч мирных жителей, 274 военнопленных, проходящих военную службу в Красной Армии - Вооруженных Силах СССР. Также установлены факты отравления ядами несовершеннолетних и случаи погребения жертв заживо, - сообщает пресс-служба прокуратуры Ставрополья.
За время оккупации было зафиксировано множество фактов зверства захватчиков. Так, к примеру, 12 августа 1942 года фашисты вывезли на аэродром 3,5 тысяч жителей Ставрополя и там расстреляли.
Истребляли оккупанты и душевнобольных людей. На пациентах Ставропольской психиатрической больницы испытывали первые "душегубки" - герметичные кузовы машин, в которые подавали удушающий газ. Фашисты помещали туда группы по 70-75 человек. За время "экспериментов" были убиты 660 пациентов психбольницы.
Зверства фашистов также зафиксировали и в Минеральных Водах. Там в июле 1943 года расстреляли и отравили удушающим газом 6,3 тысяч мирных граждан.
Кроме того, известен факт издевательств над должностными лицами Ставрополья. Так, помощницу прокурора края Клавдию Абрамову пытали за отказ сотрудничать с оккупантами. После на глазах у женщины убили ее малолетних дочерей, а затем расстреляли и ее.
Эти факты, представленные прокурором Ставрополья Юрием Немкиным, подтверждаются материалам уголовных дел и архивными данными, в том числе - рассекреченными сведениями краевого УФСБ. На процесс по признанию массовых убийств жителей Ставрополья геноцидом приглашали специалистов и научных сотрудников краеведческого музея и государственного архива.
Требования прокурора удовлетворены в полном объеме.