Найти тему
Искра

Смрад, голод и шторм: морские путешествия средних веков

Мореходство в мировой культуре тема достаточно популярная. Тут и Посейдон, и пираты, и Бермудский треугольник, и драма про круизный лайнер, доводившая до слез прекрасную половину человечества в конце 90ых. Но все это об исключительной романтике мореплавания, и куда в меньшей степени о лишениях и трудностях членов экипажа.
А зря. Ведь даже современное морское путешествие, в том числе доставка грузов по морю - процесс сложный, требующий учета кучи нюансов, и это при наличии современных систем спутниковой навигации, что уж говорить о деревянных суднах с реющими парусами. Так каким образом и в каких условиях существовали корабли и экипажи средних веков?

Гигиена. С гигиеной были трудности. Эпидемия тифа и дизентерии, цинга и расстройства желудка на судне были вполне рядовым делом. Пресная вода всегда являлась безумно ценным ресурсом, для мытья её по понятным причинам не использовали. Не использовали толком и морскую воду, потому о мытье можно было забыть. И о бритье тоже. Нужду справляли за борт, других вариантов не было. Испражнялись туда же, и сам процесс был достаточно непрост. Нужно было набраться смелости, усесться на релингах (ограждения по периметру корабля) и держаться за ванты (снасти, протянутые к мачте).

Питание. Рацион экипажа был достаточно скудным: сухари, вода и солонина. Главное качество пищи на корабле - её сохранность в долгом плавании. Сухари затруднительно назвать достойной едой, а узнав особенность тех сухарей (иначе - галет) что были на суднах, начинаешь сочувствовать морякам еще больше. По своей сути это были лепешки из муки и воды с одной особенностью: твёрдостью они могли тягаться с крепчайшими горными породами. Просто так погрызть их не получалось, приходилось размачивать. Вдобавок в них довольно часто заводилась различная живность. Солонина - второе блюдо в рационе моряка. Как и в случае с галетами, качества солонины - две стороны одной медали. Да, за счёт выдерживания мяса в соли срок службы продукта значительно возрастает, но вместе с тем ухудшается и вкус.

И как будто этого мало, в море встречалось такое явление как шторм. Попадание в шторм для судна того времени не сулило ничего хорошего. И хотя с учётом этого фактора маршруты планировались вдоль береговых линий, никто не мог наверняка предсказать погодные условия. Хорошая возможность спастись в таком случае - заблаговременно распознать надвигающийся катаклизм. Использовались методы, проверенные временем: оценка ветра, волн и неба. Если на гребне волны начинает появляться пена, ветер усиливается, а небо постепенно приобретает зловещий характер - это серьёзный сигнал. Кораблю следовало отыскать ближайшую гавань и переждать непогоду.

Как можно заметить, судьба у моряков была тяжелая, но отчасти интересная. Хорошо что мы живем не в средних веках, не правда ли?

Понравилась статья? Ставьте лайк, а мы будем писать новые!