Алгоритм взыскания задолженности за реализованную продукцию с покупателя отличается в зависимости от ситуации. Разница состоит в том, что покупатель либо получает товар, либо отказывается от него в последствии. Таким образом задолженность возникает в ситуации, когда товар принят, но не оплачен в оговоренный срок. Либо покупатель не принимает товар, руководствуясь правовыми нормами или отказывается от принятия и оплаты.
Для взыскания суммы задолженности поставщикам рекомендуется придерживаться утвержденного алгоритма. Профессиональное представительство в суде позволит защитить интересы компании.
Порядок действий в ситуации, когда покупатель получил товар
Требование оплаты в данной ситуации является законным – п. 3 ст. 486 ГК РФ. Для доказательства правоты необходимо предоставить подтверждение, что товар отправлен и получен покупателем, либо его представителем. Если приобретаемой стороной нарушены сроки за оплату товаров неоднократно, поставщик имеет право досрочно расторгнуть договор поставки и затребовать сумму задолженности вместе с издержками в законном порядке.
Для отказа от участия в договоре нужно письменно уведомлять об этом покупателя. В тот момент, когда он получает подобное уведомление, договор можно считать расторгнутым, если отсутствуют иные требования в самом соглашении. Но кроме этого у поставщика есть право на требование возмещения суммы за товар и начисление издержек.
Взыскание суммы задолженности в случае, когда покупатель отказывается принимать товар
Это такой же отказ от исполнения обязательств в рамках заключенного договора по поставкам. В этих ситуациях поставщик может требовать оплату товара и взыскание всех убытков. Даже если покупатель не принимает продукцию, его действия могут быть расценены, как реальный ущерб поставщику. При этом существующая разница между расходами, которые понес поставщик для приобретения товара и покупной ценой в рамках договора поставки, расценивается как утрата прибыли.
В этом случае нужно доказывать, что покупатель действительно отказывается принимать или принял, но не хочет оплачивать товар. Для этого понадобится предоставить транспортную накладную или подтверждение нахождения товара на складе покупателя.
Поставщик может запрашивать возврат товара или его стоимость, особенно в случае со скоропортящимися продуктами. Вопросы возмещения убытков и их расчет рассматривается в каждом случае индивидуально.