Великая Отечественная война стала ареной столкновений разного рода вооружений и стратегии, и тактик, в том числе противостояние советских и немецких снайперов. Их задача была проста - уничтожить как можно больше врагов, оставаясь незамеченными. Историки заявляют, что советские снайперы были лучшими на Второй мировой войне. Секрет успеха - в тщательности обучения стрелков, которые велось задолго до начала войны. В 1930-е годы в Ссср получила развитие массовой стрелковый спорт, водились меры по улучшению Огневой подготовки военнослужащих РККА, и еще в 1932 году было учреждено звание Ворошиловский стрелок, которым, по разным данным, удостоились от 6 до 9 миллионов человек. Серьезное внимание в СССР уделялось методике стрелкового дела и соблюдению стандартов подготовки сверхметких стрелков. Теория подкреплялась систематической отработкой навыков снайперской стрельбы во время военных учений.
При этом армейское начальство постоянно следило за улуч высокого качества оружия и обмундирования. Основным инструментом советского снайпера служила винтовка Мосина, иногда использовалась самозарядная винтовка Токарева. Немцы на первых этапах Великой Отечественной войны явно недооценили эффективность снайперской стрельбы. Но после того как потери солдат Вермахта стали расти в геометрической прогрессии благодаря стараниям наших снайперов, Германская военное руководство вынуждено было уделить этому архаичному способу ведения войны больше внимания, в частности, прибегая к помощи советских учебных фильмов. На вооружении немецких снайперов стояли винтовки Маузер 98к, оснащенные преимущественно полуторакратным прицелом Zf41. Однако многих германских стрелков маузер не устраивали, и они предпочитали заменять их на трофейные советские трехлинейки.
Даже появившиеся В 1943 году винтовка G-43 использовавшая копию советского прицела Пу, не изменила ситуацию. Немцы неоднократно признавали преимущество советских стрелков, объясняя это не только качеством подготовки, Но и на командного духа, который оказался сильнее германского индивидуализма. снайперские поединки. На полях сражений Великой Отечественной войны нередко в смертельную дуэль вступали и сами снайперы. Молчаливое противостояние советского и немецкого снайпера зачастую затягивалась на несколько дней, пока кто-нибудь из них неловким действием не подставит себя. Подглазеющий на него оптический прицел. Подавляющее большинство поединков выигрывали советские стрелки. Отчасти этому поспособствовало своеобразная тактика германской снайперской школы, согласно которой покидать позицию требовалось короткими зигзагообразными перебежками. Считалось, что попасть в такую мишень практически невозможно.
Однако наши стрелки не раз опровергали это убеждение, отстреливая из трехлинейки драпавших по Заячий фрицев. Самым результативным снайпером Великой Отечественной следует признать старшину Михаилу Суркова из четвертой Стрелковой Дивизии 12 армии. На его счету 702 немецких военнослужащих. За ним следует снайперы Владимир Саубеев 600 одним убитым немцем и Василий Кваччантирадзе с 534 меткими попаданиями. Ближайший по рекорду к Совет бойцам был солдат Вермахта Горный Егерь Матиас Хэтсонауэр. На его счету 345 подтвержденных уничтоженных Красноармейцев. Кстати, среди советских стрелков были рекордсмены и другого рода. К примеру, Снайпер 82 Стрелковой Дивизии Михаил Лысов из винтовки сбил немецкий двухместный пикирующий бомбардировщик U-87 а старшина Василия Антонов из 796 Стрелковой Дивизии четырьмя выстрелами уничтожил один из самых универсальных самолётов войны в U88. Снайпер пятидесятые Стрелковой Дивизии Николай Галушкина за один день 17 июля 1943 года сумела ликвидировать 32 их немецких военнослужащих. Нельзя не обратить внимание на тот факт, что советские снайперы, в отличие от немецких, работали и ночью. Так, на счету Ивана Калашникова, снайпера Первого Гвардейского артиллерийского полка, 45 метких ночных выстрелов. В этом компоненте У него соперников нет, но, пожалуй, самый сумасшедшие. Индивидуальный рекорд по уничтожению противника безо достаточно принадлежит Федору Охлопкову, который помимо 429 метких выстрелов из снайперской винтовки уничтожил более 600 немцев из пулемета.
Только вдумайтесь в эту цифру: более 1000 уничтоженных немецких солдат - это примерно два батальона немецких солдат, уничтоженных одним метким стрелком. На счету легендарного Стрелка 11 снайперских дуэлей, в каждой из которых он оставался победителем. Военные корреспонденты называли его сержантом без промаха и Грозным мстителям. В раннем детстве Федор потерял мать, А вскоре и отца. Оставшись сиротой, Федор взял на себя заботу о младших братья и сестре - охотился на зайцев, А в возрасте 9 лет уже неплохо стрелял из кремниевого ружья и пользовался самострелами, ловушками и капканами. В 1936 году А. Хлопков выполнил норматив Ворошиловского стрелка. В 1941 году Федор стал красноармейцем и в том же году отправился на фронт. Сначала был пулемётчиком, командиром отделения роты Автоматчиков, А после - снайпером 234-го стрелкового полка 179 Дивизии. В этот момент и берет начало истории снайперской Славы Федора Охлопкова. В декабрьские дни 1941 года ему и его двоюродному брату Василию выпало участвовать в битве за Москву. Первым оружием, с которым научился на фронте обращаться Федор, был пулемёт Дегтярёва. 12 декабря 1941 года Братья вступили в свой первый бой под Калининым, как в то время называлась нынешняя дверь. Федора назначили первым номером ручного пулемёта, а его брата Василия - вторым Кутру.
16 декабря немцы оставили город, а 29 армия, в составе которой воевали Охлопковы, перешла в наступление. Следующей целью стало освобождение города Старицы. Жаркий бой, который длился двое суток. Казалось, успехи окрыляют, Но вдруг разрывная пуля немецкого снайпера наповал сражает Василия Охлопкова. Когда подбежал Федор, брат уже не дышал, стянул с головы шапку и, не замечая Мороза, Он пообещал, плача: Гады, отомщу! Услышите, я отомщу! В тот момент О. Хлопков не думал, как выжить, он жаждал мести. В мае 1942 года его после третьего ранения командировали на снайперские курсы. Там его не оставляла мысль, что он сможет быть на равных с тем фашистом, что послал пулю в грудь брата. В октябре 1942 года снайпера перевели в 234 полк 179 Дивизии 43 Армии. Он участвовал в завершающем этапе Ржевска Сычевской наступательной операцией и только за первую неделю в новой Дивизии уничтожил 11 немцев, А через несколько дней в бою за село Матвеево сразу ещё 27 гитлеровцев. Одним из главных козырей Стрелка было мастерство маскировки. Однажды Фёдору пришлось притворяться убитым целый день и неподвижно лежать в открытом поле, чтобы выследить вражеского снайпера. Ожидания не оказалось бесполезным, а Хлопков поразил его, также замаскировавшегося под насыпью водосточной трубе. Откуда раздался выстрел, немцы даже не заметили.
После Фёдор лежал На позиции до следующего вечера и под покровом темноты беззвучно отполз к своим. Узнав о метком Якутия, фашисты объявили на него охоту. Они хотели уничтожить его любой ценой. Даже с самолета сбрасывали листовки, Что, мол, Охлопков, сдавайся, все равно Мы тебя убьем! Обещали за его голову Десять тысяч марок по громкоговорителю.
Тоже угрожали, обещали всякое благо, а он взял и разбил этот громкоговоритель одним выстрелом, - вспоминал сын Федора Николай. - Вскоре после этого на участке фронта объявился немецкий Снайпер Ас, За один только день семью выстрелами убивший семерых советских солдат. Фёдору стало ясно, что противник выманивает его на дуэль, и он принял вызов. В окопе в сотни метров от Охлопкова его помощники приподняли на штыке солдатскую каску. Из леса тут же раздался выстрел, но вспышку Засечь не удалось. И все же Охлопков сделал Вывод, что вражеский Снайпер облюбовал себе место на сосне. Федор впился взглядом в дерево с раздвоенным стволом. Он понимал: Враг в этот момент делает то же самое. все решит единственный выстрел. Фашиста подвела присущая немцам чистоплюйство. Зоркий глаз таёжного охотника увидел отблеск носка на очищенного немецкого сапога. все остальное скрывались ствол и толстые ветки. А Хлопков терпеливо ждал.
И через полчаса в том же месте, где приподнимали каску, появилась перчатка, затем вторая. Немец вновь клюнул на Советскую хитрость, и среди ветвей мелькнулись сначала часть лица, а затем и дула винтовки. Оба снайпера - советские, немецкий одновременно нажали на спусковые крючки. раздались Два выстрела Советской и немецкой сторон И слились в один. фашистские Ас головой вниз полетел на землю Скромный якут. Не думал, что станет Примером для других, но оказалось, что перенять его опыт мечтают многие. А. Хлопков выходил на охоту и ночью стрелял по огонькам сигарет, по голосам, по звону оружия котелков и красок. В конце 1944 в боях Зашумелина Федора Хлопков получил серьезное ранение в грудь. К весне 1945 года А. Хлопков поправился, но на фронт уже не вернулся. После демобилизации Федор вернулся в Якутию. Его встретили как героя. Фронтовики, знавшие рекордном боевом счете Охлопкова, недоумевали, почему ему не присвоено звание Героя Советского Союза. Минуло два мерных десятилетия, и, наконец, наступил Момент истины. Человеку, больше всех уничтожившему фашистские захватчиков, 6 мая 1965 года Указом Президиума Верховного Совета Ссср был присвоено высокое звание Героя Советского Союза с вручением ордена Ленина. Его грудь украсила Золотая звезда. В возрасте 60 лет прославленные Якутские Снайпер покинул этот мир и ушел навсегда. И задолго до смерти А. Хлопков вновь посетил Москву и побывал, в том числе на месте боев под Ржевом, где все стало таким мирным. Ему не верилось, что когда-то там пылали пожары, а под
Огнем миномётов плавились и металл. Среди множества могил героев, павших в боях за Москву, за которыми ухаживали школьники, Федор разыскал аккуратный холмик - место вечного упокоения своего брата Василия. Сняв шапку, он долго стоял молча и, наконец, произнес: Брат, я отомстил!