Найти тему
Davemicrovave

Там, где страх, места нет любви

17.12.2022

(Этой переписке предшествовала ночная прогулка по Арсеньеву. Но несколько пар лишних глаз приглушили желание откровенничать, так что тайную вечерю пришлось переносить.)

- (13:11) Привет, зайду за тобой в 19:00, оденься потеплее

(13:12) Привет, слушаюсь -

- (19:00) Я подошел

(19:00) Уже иду –

И была я во всеоружии: бежевая фигурная парка с зауженной талией, белые джинсы, грубо вязанный свитер и кожаные берцы с цепями, контрастирующими на фоне общей легкости, а под зимним одеянием – майка, афиширующая нежные и уязвимые плечи, локти и тонкие запястья. Я дышала уверенностью и простым счастьем предстоящей ночи, таким объектным и поверхностным, но красящим выходные в цвета настроения. Ночь с субботы на воскресенье, по моим точным расчетам, должна была окрасится в кроваво-алый.

Плавно преодолеваю ступени, подъездную дверь, и, окунувшись в пропитанный дневной суетой, но уже остывающий вечер, попадаю в зону видимости Н… Он торжественно стоит в черной парке, похожей на офицерский фрак, и бросает на меня взгляд, который мне предстоит разгадать.

- «Добрый вечер, милорд!» - Пропеваю в очередной раз как гимн.

- «Добрый, юная леди. Готов сопроводить вас!»

Мы шли по декабрьскому Владивостоку – городу, ставшему еще более загадочным ранней приморской зимой. Голые холодные стены старых каменных домов навевали мысли о его богатой истории. Главная «артерия» города вновь принимала очертания прошлого, в которое, как в зеркало водной глади, можно было смотреть. И даже окунуться.

Свищущим в голых ветвях ясеней ветром приветствовал нас Пушкинский театр – здание собрания приказчиков в прошлом. Вернись в 1908 и наблюдай его постройку по проекту архитектора Вагнера. Загляни в ближайшее будущее и посети театральный зал с подсобными помещениями, библиотеку с более чем десятью тысячами томов, просторную бильярдную. Что желаешь увидеть на сцене Пушкинского театра? Спектакль любительской труппы, благотворительный концерт, или выступление артистов, приехавших на гастроли в дальний приморский город?

Давай побудем статными представителями иностранной делегации: ты, как принц Уэльский – в солидном костюме по европейскому образцу, с расстегнутой у жилета золоченой пуговицей и стрелками на подчеркивающих атлетическую фигуру брюках, я – в эфемерном корсетном платье с шелковыми бейками, отделанном рюшем и суровым кружевом. Моя точеная талия создавала бы невесомый силуэт, подчеркивающий грудь, бедра и воздушное сложение. Мой парфюм «После ливня» шлейфом фиалки и розы побуждал бы тебя предаваться созерцанию.

Ледяной асфальт не дает забыть о настоящем, смотри не поскользнись! А перед глазами уже высился ГУМ. Этот участок улицы принадлежал богатейшей фирме «Кунст и Альберс» родом из Гамбурга. Владивостокский Тогровый дом был основан в 1866 году, а в начале двадцатого века приобрел свои современные очертания. Глава фирмы Густав Кунст нанял архитектора Г. Юнгхеделя, выстроившего по собственным проектам торговое здание и прилегавший к нему корпус физиотерапевтической больницы. Модерн с традициями немецкого барокко звенел в воздухе и развеивался светом фар проезжающих мимо иномарок. Наш дуэт хорошо бы вписался в вековой образ пестрых городских улиц.

Вот сквозь сумерки показался известный владивостокцам двухэтажный промтоварный магазин «Зеленые кирпичики», названный так за изумрудный цвет отделки фасада. В прошлом владелицей дома на Светланской 23 была Тау Цзайлинь – хозяйка крупного магазина пушных товаров. По соседству торговцы помельче предлагали чай, вино и одежду. Казалось, в одночасье можно было вернуться на сотню лет назад, зайти за привезенным из Китая благородным черным чаем и заглянуть в винный магазинчик. Давай затеряемся в толпе снующих людей и станем еще ближе. Давай размеренно подмечать детали суетно летящих мимо лиц, потертых кожаных ботинок и ремней, бархатных шляпок и наскоро повязанных косынок.

Помнишь, как обходя почерневшую крышку канализационного люка, мы слегка соприкоснулись плечами? Ты мельком заглянул в мои серые глаза, а я, улыбаясь, отвела их на противоположную сторону дороги. На очереди стоял дом «отца» краболовной промышленности, прославленного капитана Н. П. Манжолина. Фасад здания на Светланской 17, построенного в 1908 году, обращен на главную улицу и отмечен признаками восточной архитектуры под стать первому хозяину – выходцу из Китая Катчану. Взгляд зацепили утонченная лестница в кофейню, горящие витрины и ионические капители на восточный лад.

Затем ты обратил мое внимание на опустевшую под одинокий вечер площадь Борцов за власть Советов. Вот оно – пульсирующее сердце города. Это место манифестаций и митингов, массовых выступлений и демонстраций, место, где никогда не угаснут политические страсти. Ты замечал, как я жадно цеплялась за каждый кирпич, скользила по фасадам и вспоминала события, через которые мне не приходилось проходить, но которые гулко отзывались внутри народным стоном. Знала я и то, что оставшаяся рабой в собственной семье изможденная страна родит вольного сына. И была уверенна наперед, что русский человек сберется с силами и станет достойным гражданином.

Пораскинув взглядом, остановимся на ярко освещенном железнодорожном вокзале. В багровом от кипящей крови 1906 году на Вокзальной площади были расстреляны солдаты и рабочие, требовавшие освобождения участников революционного движения. Под алый стяг свободы вставали все – от грузчиков порта до рабочих ремонтных мастерских и экипажей торговых судов. Только представь, какой страх бы меня охватил, окажись ты среди жаждущих воли, но вогнанных в кабалу режима молодых людей. Так сильно захотелось сжать твою руку в своей руке, хотя страх потери был вызван чередой сгущающих краски эпизодов.

Твой профиль пробуждает во мне полифонию чувств и мыслей. Казалось, тебе пошла бы и каска простого рабочего, трудящегося на благо страны (холодной и жестокой, но такой родной), и дворянский сюртук с зауженными рукавами (а также часы твоего дядюшки на шелковом шнурке, прикрепленному к карману жилета), и медицинский халат местного доктора, лечащего за смесь турецкого табака и отечественного сырья или за пару папирос «Дюшес».

Не знаю, почему я убегаю мыслями в далекое прошлое и сторонюсь любого проявления человеческих чувств. Если ты и вправду не опорочишь мою честь тенью и готов быть жертвой неправоты, то, вероятно, услышишь струну моей души. Моя маска – вид заинтересованности в отвлеченных понятиях и избегание откровенных разговоров. Когда-нибудь ее сорвет ветром решимости, до которой следует дорасти.

Окажемся в 1917 году. Власть Советов недолго просуществовала в городе-порте. Наравне с внутренней контрреволюцией город на протяжении пяти лет принимал незваных гостей – белые сапоги чехословацких, английских, французских, итальянских, американских оккупационных войск шагали по владивостокским улицам. Это время – время закалки характера русского обывателя, время заточки владивостокской рабочей гвардии.

Вспомнились меткие строки «Как на войне» Агаты Кристи:

Я на тебе, как на войне

А на войне, как на тебе…

А нам с тобою повезло – назло? Ведь бой еще и не начат.