Допустим, у вас есть давняя мечта собственный автомобиль и вот, мечта исполнилась, радости полные штаны, точнее пустые, ну жизнь прекрасна, ведь вы так этого хотели! Так здорово рулить собственным автомобилем, можно поехать куда угодно. Столько эмоций, но некоторое время спустя радость как-то приутихала, эмоций от первого автомобиля уже нет и хочется чего-то большего, должно быть мечта была слабенькой. Вот была бы у меня lamborghini а представим что это стало реальностью вы стали обладателем lamborghini автомобиля мечты хотя о первом автомобиле вы тоже мечтали, но это ведь другая и необузданная мощь, рёв мотора ушах, невероятный дизайн, красивый желтый цвет, кабриолет, такой автомобиль точно не надоест или надоест? К сожалению когда-нибудь даже lamborghini перестанет приносить радость, а уровень счастья сравняется с тем что у вас было когда вы ходили пешком и лишь мечтали об автомобиле.
Рано или поздно мозг убивает радость. От любых вещей, занятий и отношений как и у всех. Этот феномен называется гедонистическая адаптация, тенденция людей держаться на относительно стабильном уровне счастья, а также быстро возвращаться к этому уровню после серьезных позитивных или негативных событий и изменений в жизни. Этот термин в начале семидесятых предложили ученые Бисмарк и Дональд Кэмпбелл , они утверждали, что острота восприятия любого нового стимула относительна и зависит от сравнения с предшествующими раздражителями, то есть наше представление о том, что такое скажем, резкий запах, громкий звук или большая скорость ,зависит от предыдущего опыта: запахами, звуками или скоростью. Точно также непостоянные и наши желания, они меняются, а чаще всего растут с каждой удовлетворенной потребности. Именно поэтому мы никогда не будем надолго довольны тем, что у нас уже есть.
Процесс гедонистической адаптации основан на нейробиологических процессах, сильные раздражители запускают перепроизводства нейротрансформаторов: в первую очередь дофамина и серотонина для поддержания стабильного состояния, нервная система уменьшает число реагирующих на них рецепторов или снижает их чувствительность. Это своего рода защита от передоза позитивными или негативными эмоциями. Механизм отчасти схож с наркотической зависимостью, азартные и компьютерные игры, порно, экстремальный спорт и любые другие регулярные интенсивные переживания, даже просмотр политических новостей будут снижать чувствительность мозга. Благодаря этому механизму мы не останавливаемся на достигнутом, но самое главное, что к неприятному мы привыкаем точно так же как и к тому, что приносит удовольствие.
Существует исследование в котором ученые сравнивали победители лотерей и тех кого поразил паралич. В нем утверждается что обе группы через какое-то время в большинстве своем возвращались к тому же субъективному уровню счастья которые они имели до этих драматических событий. В последствии подобные результаты были получены в другом исследовании где наблюдали за людьми получившими сильнейшие травмы позвоночника, спустя неделю после трагедии, пострадавшие, как и было логично предположить, все еще страдали, но уже к концу второго месяца положительные эмоции начали преобладать над отрицательными вверх. На самом деле гедонистическая адаптация не всегда ведет именно к притуплению ощущений, иногда, продолжительное воздействие яркого стимула приводит к сенситизации (росту гедонистической реакции).