Найти в Дзене
Евгений Шулаев

Жизнь.

После переезда, осенью 1979 года, мы посмотрели и купили участок в коллективном саду № 142\8 завода имени Калинина, подробно в других статьях. За зиму Валюша накупила семян и ранней весной, в апреле, пошли копать и сажать, весна 1980 года была ранней, дождей не было, и земля была уже сухой. Вскопал две грядки под лук и овощи, Валюша управилась с посадкой мелочевки. Я в майские праздники вскопал еще гряды под картофель, а Валюша все осмотрела, чтобы иметь представление о том, что имеется на участке, осенью смотрели невнимательно, что-то подрезала и окапывала.

Валюша у нашего домика, заросли хмеля.

У родителей бывали часто, они нам рады были, Александра Георгиевна заболела осенью, сначала простыла, а потом обострились все болячки, и всю зиму болела, высокое давление, диабет, никуда не ходила, за продуктами в магазины и на рынок ходил Александр Алексеевич. Как всегда, в дни праздников, мы их навещали, и тут приехали 12 мая, Александра Георгиевна чувствовала себя лучше, даже что-то постряпала, и мы провели с ними весь день. Валюша что-то посадила в огороде, я вскопал грядку, потом рассказывали про участок и вообще разговаривали. Вечером мама пошла нас провожать на улицу, Валюша уговаривала не ходить, но мама сказала, что ей лучше, и пошла за ворота, долго прощались и мы уехали. На другой день, мы уже были на своих работах, позвонил папа и сообщил, что мамы не стало, он ходил за молоком, когда пошел, она спала, и он не стал ее тревожить, а когда вернулся и стал будить, она не дышала, умерла, во сне, не мучаясь. Она, как будто предчувствовала, долго прощалась, когда пошла провожать нас.

На похороны прилетел из Таджикистана Анатолий, один, собрались все Потемкины, Евгений был с Валентиной, пришла попрощаться первая жена Евгения, Лена Смолина, их дочь училась в Кунгурском камнерезном художественном училище. Хоронили Александру Георгиевну из дома, на кладбище "За прудом", там похоронены мамы, ее и Александра Алексеевича. Памятник, металлическую пирамиду, изготовил для нее внук Валерий Потемкин, Я очень сожалел о ее раннем уходе, на 72 году жизни, она всегда относилась ко мне как к сыну, в чем-то защищая меня перед Валюшей, практически вынянчила нашего Сашу. Александра Георгиевна была связующей, объединяющей нас, Потемкиных и Шулаевых, мамой, когда все мы собирались на праздниках и так, в выходные дни. За праздничными столами она была запевалой, знала много народных песен, и мы с удовольствием подхватывали их. Александр Алексеевич был коммунистом, состоял на учете в пенсионерской партячейке на Висиме, а Александра Георгиевна была верующим человеком, видимо по этой причине, обряд отпевания был произведен заочно, позже папа передал Валюше мамины две небольших иконки, "Богоматерь и Христос Вседержитель"и еще какие-то церковные книжечки. Позже я пытался в них разобраться, были "молитвенник" и "месяцеслов", печатные, отдельные листки из разных книг.

-2

Александра Георгиевна и Александр Алексеевич с Сашей и Олей, лето 1979 года.

Еще задолго до ее кончины, однажды, когда мы разговаривали, я похвастался приобретенной на рынке книгой: "КАМА, путеводитель", изданной в 1953 году Молотовским книжным издательством, под редакцией Б.Н.Назаровского, тираж 15000 экз. В предисловии сказано, что в ее создании участвовали журналисты и работники Камского речного Пароходства, приняли участие в написании описательной и исторических частей и иллюстраций книги. Выслушав, Александр Алексеевич показал имеющийся, у него "Путеводитель по Каме", толстый журнал, дореволюционного издания, с описанием флоры, фауны и населенных пунктов, расположенных на Каме с иллюстрациями. Первого и последнего листов и обложки нет, нет карт, выходные данные определить не мог, но видимо, справочник издан в Перми в 1914-16 году, сейчас он у меня.

Путеводитель по Каме 1953 год.
Путеводитель по Каме 1953 год.

Тогда же он показал свой труд: несколько исписанных конторских книг и машинописных копий с них, он написал свои воспоминания . После первого инфаркта, пока лежал в больнице, начал писать, а потом отдавал машинистке на перепечатку, сколько-то платил ей за работу, после выздоровления решил не продолжать. Как я понял из его рассказа, сыновьям он тоже показывал эти воспоминания и отдал им печатные копии. Еще Александр Алексеевич показал книжечку, изданную еще до революции, Пермским почтовым ведомством, "Пермские почтмейстеры", с их фотографиями.

-4

Путеводитель по Каме 1912-14 год ?

Он тогда же показал книги, переписанные его прадедом с оригиналов, "Псалтырь", в деревянных корках, и "Месяцеслов", я, использовал их, при составлении "Родословной Потемкиных",а Александра Георгиевна тоже показала старый, печатный "Песенник". Свой труд, А.А.Потемкин отдал мне сразу после разговора, еще он отдал вырезки из областной газеты "Звезда", за 1939-40 годы и экземпляры Ильинской районной газеты, за эти же годы. Тогда же он отдал, переписанные его прадедом книги :"Псалтырь" и "Месяцеслов". Он попросил прочитать его воспоминания, дать свою оценку и, если получится, отдать на рецензию и литературную правку кому-то. Обещания я не выполнил, на рецензию не давал и сам, начав читать, вскоре забросил, текст на 3-4 экземплярах копий, плохо читается, первые копии он отдал кому-то из сыновей, раньше. Сейчас, отданные мне материалы, у меня и хранятся. В путеводителе, изданном до революции, кроме карт, еще отсутствуют страницы, стр. 25-31, глава "Судоходство на Каме", в путеводителе 1953 года такая историческая глава есть.

-5

Страницы из исторической главы Путеводителя 1953 года.

У него были еще книги, целая полка, в чулане, 5 томов, сочинения И.В.Сталина, отдельные книги В.И.Ленина, Бухарина и других деятелей первых лет СССР, запомнилась книжечка, не помню автора, только название "Иуда Каутский". Как и мне, раньше, он отдал сочинения И.В.Сталина внуку, Валерию Потемкину, а у кого остальные книги, в том числе"Песенник" и "Почтмейстеры", не знаю. Анатолий, перед отъездом, после похорон, залезал на чердак, спустил оттуда, кучу журналов, Валюша потом рассказала, что там хранились журналы "Всемирный следопыт", "Техника молодежи" и другие, конца 20 и 30 годов.

Александр Алексеевич летом стал продавать дом, он решил жить с нами, у Леонида была однокомнатная квартира, Евгений жил у жены, а Анатолий далеко и "за границей". За дом заплатили 5000 рублей, и он решил разделить сумму на пятерых, сам и дети, вручал лично. Чтобы вручить Анатолию, а так же ему хотелось съездить и посмотреть, вдруг понравится и он останется там, он договорился с Валюшей, летом следующего года, лететь в Таджикистан. Когда папа решил переехать, он стал заранее собирать вещи, которые хотел взять с собой, а в день переезда, Валюша приехала помогать ему, ее поразило то, что он захотел взять с собой. Она стала укладывать вещи в старинный сундук, старый шифоньер и кровати решили оставить, а после переезда купить новый, и стала лишнее откладывать, а папа снова собирал какое-то старье и клал в сундук. Еще папа захотел взять сервант, они с мамой его покупали, он приготовил еще вещи, старые, которые Валюша отказывалась брать, так как это невозможно было разместить в квартире.

Когда я приехал с машиной, для переезда, во дворе лежали кучей, старинные вещи: медные, большие самовары, с печатями на боках, настенные часы, одни большие, видимо напольные, фирмы Мозер, весы, первый телевизор, с линзой, приемник и еще какие-то, мне не дали времени в этом разбираться. Валюша не хотела их забирать, папа хотел и всхлипывал от горя, шофер торопил с погрузкой. Почему папа раньше, до переезда, ничего не говорил про эти вещи? Все можно было решить, сообщил бы Евгению, Валерию, все могли разобрать, или отдать в музей, а так все бросили. Папу поселили в одну комнату с Олей, купили шифоньер, диван был, а Оле купили кушетку.

Так закончился 1980 год.

Осенью еще случилась неприятность, я был в командировке, а у Валюши на работе, ставили прививки от гриппа, добровольно-принудительно, и она поставила, почувствовала себя плохо и медсестра отправила ее домой. Дома она почувствовала, что стала отекать, стало трудно дышать, и срочно отправила сына вызывать скорую помощь, поблизости телефонов не было, и Саша побежал на станцию "Скорой помощи". В то время она находилась на углу улиц Куйбышева и Лодыгина, сейчас там маленькие магазинчики, скорая приехала, констатировала "отек Квинке", аллергия на укол от гриппа, поставили свои уколы, но все равно увезли в больницу, пробыла там два или три дня. Дети оставались с дедом, я приехал через несколько дней, и Валюша мне все рассказала, ей в больнице сделали пробы на разные лекарства и вещества, и оказалось, что она сильный аллергик и рекомендовали отказываться от каких-то прививок.

Извините меня перепутал года, случилось это, все так, но в 1982 году, стал даты забывать.

Прочитали, подпишитесь и читайте сначала.