Найти тему

Московский Лев. Глава II

Начало XX века в Первопрестольной - настоящий строительный бум. Эксперименты, которые имели возможность ставить зодчие и их наниматели, а это богатые наследники различных сословий, купцы всех мастей, буржуа, хотели выделяться. И то время для тех и других удивительно совпало. Однако новоиспечённому москвичу Льву Кекушеву необходимо было показать своё мастерство. И он «запарился».

Лев Николаевич Кекушев.
Лев Николаевич Кекушев.

Глава 2. Перрон останется или с лёгким паром

История умалчивает, где именно произошла судьбоносная встреча, но долго наш герой без работы не сидел. Совсем скоро к себе в помощники молодого зодчего нанял известный архитектор Семён Семёнович Эйбушиц. В то время он был занят возведением Центральных бань. Сегодня эти объекты культурного наследия на Театральном проезде имеют иное предназначение и оценить талант Льва Николаевича по ним трудно, ибо он был только их соавтором. Впрочем, молва об одарённом архитекторе стала шириться, и уже через пару лет ему начали поступать индивидуальные заказы.

Доходный дом наследниц Хлудовых в Театральном проезде. 1894-1896 гг.
Доходный дом наследниц Хлудовых в Театральном проезде. 1894-1896 гг.

Первым масштабным проектом стал грандиозный доходный дом наследниц Г.И. Хлудова. Эффектный торгово-развлекательный комплекс удачно дополнил центр Москвы и положил начало головокружительной карьере Кекушева. Носовы, Грачёвы, Лыжины, Кузнецовы, Коробковы - всё эти знатные и состоятельные фамилии тех лет стали заказчиками у молодого зодчего, его пропуском к профессиональному олимпу.

Особняк Т.И. Коробкова на Пятницкой улице. Общий вид, парадный вход. 1894-1896 гг.
Особняк Т.И. Коробкова на Пятницкой улице. Общий вид, парадный вход. 1894-1896 гг.

Уже тогда в своих творениях Лев Николаевич начал использовать особенный фирменный почерк – изображение львов. Эти благородные животные появлялись на фасадах, внутренней отделке, восседали во весь рост, но чаще их морды грозно смотрели с колон и барельефов. В работе он также щедро использовал скульптуры, лепной декор, вазы, рельефные маски, путти, женские фигуры, растительные завитки и вообще любил сложные силуэты.

Парадная лестница особняка Т.И. Коробкова на Пятницкой улице. 1894-1896 гг.
Парадная лестница особняка Т.И. Коробкова на Пятницкой улице. 1894-1896 гг.

Глядя на эту изящную красоту, или как говорят поэты, застывшую музыку, все понимали: в мире архитектуры появился гений.

«Он поистине стал основателем абсолютно самобытной «школы» московского модерна», – пишут о нём наши современники. И никто из историков архитектуры не станет спорить, что именно Кекушев был пионером этого стиля, центральным стержнем в его формировании».

В книге доктора искусствоведения Марии Нащокиной есть любопытное свидетельство жены архитектора Анны Ионовны: «Строя здания по своим проектам, он часто увлекался, превышал сметы, отпущенные на постройку, и делал многое за свой счёт, чтобы увидеть в натуре более полное и точное воплощение своих идей».

-5

По мнению Нащокиной, подобное авторское бескорыстие Льва Кекушева и его тяга к совершенству воплощения своих замыслов подтверждает масштаб личности выдающегося мастера. Таким же, по рассказам современников, был и знаменитый меценат Савва Иванович Мамонтов. Он, будто почувствовав в зодчем «своего человека», оценив его большой талант, предлагает спроектировать Льву Летний вокзал «Сергиево» (Сергиев Посад). Это лёгкое, нарядное деревянное здание, к сожалению, не сохранилось. Но сохранились другие вокзалы по так называемой Северной железной дороги в Подмосковье.

Савва Иванович Мамонтов
Савва Иванович Мамонтов

Станция Мытищи Московско-Ярославской железной дороги
Станция Мытищи Московско-Ярославской железной дороги

Шёл 1896 год. На трон восходил молодой император Николай II. Российская империя готовилась к коронации. Мамонтов с присущей ему помпезностью предлагает Кекушеву построить павильоны-станции по пути следованию царской четы и членов их двора. Так, первой постройкой Льва Николаевича к этому грандиозному замыслу стало здание приёма царского поезда на пути в Троицу-Сергиеву лавру на Брестском (Смоленском) вокзале. Кроме того, он спроектировал станционное здание в Мытищах, а также до наших дней дошёл бывший перрон Ярославского вокзала на Комсомольской площади и многие другие проекты на железных дорогах страны.

Станция Одинцово Московско-Брестской железной дороги
Станция Одинцово Московско-Брестской железной дороги

В эти годы Савва Иванович привлекал Кекушева и к другим работам: возведению павильона «Крайний Север» на Всероссийской художественно-промышленной выставке в Нижнем Новгороде, перестройкам в собственном московском доме и, наконец, к своему самому грандиозному архитектурному замыслу в Москве. Который станет роковым для всех участников этого проекта…

О судебном разбирательстве, долгах и личной жизни Кекушева читайте в следующей главе статьи: «Московский Лев».

…Продолжение следует…

#левкекушев #ЦНТБСиА #библиотека #РОССТРОЙКОНТРОЛЬ