Найти в Дзене
Социальная биология

Кому мы обязаны большим мозгом

Почему: когда на вас нападают, вы даете девушке знак, чтобы она спасалась бегством, и приходите в ярость, если спутница не слушается; но если вы с другом со слабой мускулатурой, то его бегство расценивается, как предательство? Если вы себе этот вопрос не задавали, все равно прочтите ответ – он интересный. Ответ однозначный, но не с первого приближения ясен – все дело в большом мозге. Мы привыкли рассуждать, что стали умнее благодаря большому пальцу и предприимчивости на охоте. Мужчины все время что-то изобретали, и человеческий мозг эволюционировал благодаря им. Однако все это было бы пустой тратой сил, если бы не эволюция женщин. С дамами эволюции пришлось попыхтеть изрядно, а точнее с их бедрами. Слегка коснемся анатомии. Посмотрите на четвероногих друзей. У них таз отлично приспособлен для бега и родов. И нет проблем даже с большими головами, ведь когда четыре ноги, широкий таз пробежкам не помеха. На скачках кобылы и жеребцы соревнуются на равных. Шимпанзе рождаются с большой голо

Почему: когда на вас нападают, вы даете девушке знак, чтобы она спасалась бегством, и приходите в ярость, если спутница не слушается; но если вы с другом со слабой мускулатурой, то его бегство расценивается, как предательство? Если вы себе этот вопрос не задавали, все равно прочтите ответ – он интересный.

Ответ однозначный, но не с первого приближения ясен – все дело в большом мозге. Мы привыкли рассуждать, что стали умнее благодаря большому пальцу и предприимчивости на охоте. Мужчины все время что-то изобретали, и человеческий мозг эволюционировал благодаря им. Однако все это было бы пустой тратой сил, если бы не эволюция женщин. С дамами эволюции пришлось попыхтеть изрядно, а точнее с их бедрами.

Слегка коснемся анатомии. Посмотрите на четвероногих друзей. У них таз отлично приспособлен для бега и родов. И нет проблем даже с большими головами, ведь когда четыре ноги, широкий таз пробежкам не помеха. На скачках кобылы и жеребцы соревнуются на равных. Шимпанзе рождаются с большой головой, но при этом лес не содрогается от криков матери.

Когда человек встал на две ноги, подвздошные кости таза повернулись вовнутрь, и родовой проход сузился. Австралопитек Люси, которая жила 4 млн лет назад, имела узкий таз. Она не блистала сообразительностью, зато не рассказывала соплеменникам, что лучше ногу сломать, чем испытать родовые муки.

Но через 2 миллиона лет у человека умелого стал расти мозг, и тут встал острый вопрос, что делать с большой головой ребенка? На горизонте замаячило два решения.

· Голова ребенка может вырасти потом, после родов, но при этом он родится сильно недоразвитым, и потребуется долгий уход, пока мозг не сформируется.

· Расширить таз женщины по размеру большой головы ребенка, но тогда самка не сможет быстро бегать.

Сначала естественный отбор выбрал первый, менее губительный вариант. Скелет самки прямостоящего человека, жившей 1,6 млн лет назад имел тот же узкий таз, что и у Люси. Уже тогда младенцы были недоразвитыми и требовали круглосуточного ухода, и это не освобождало женщину от опасностей, ее узкий таз все также позволял быстро бегать. Из этих фактов напрашивается вывод: мужчины не заботились и не защищали свою семью, как сейчас. Как минимум 1,6 млн лет назад парные отношения не пользовались популярностью, и джентльмены еще не родились.

Но когда голова человека разумного стала еще больше, эволюции ничего не осталось, как наградить дам пышными бедрами. Но действовать пришлось осторожно, уж очень неудобно бегать с широким тазом и на двух ногах. Поэтому добавилось немного сантиметров, и роды все равно остались затруднительными. Голове новорожденного приходится сделать несколько поворотов, чтобы пройти через родовой канал.

С этого момента женщина стала отставать при длительных переходах, а если на племя нападали хищники, мужчинам приходилось их отвлекать, чтобы дать фору самкам. Времена изменились, а импульсивный поступок остался, сделав мужчин настоящими джентльменами.

С того времени мужчинам приходилось ходить на охоту только однополыми группами, а женщин они оставляли в безопасном месте. А раз так, значит и отдавали часть добычи.

Известно, что самцы гоминид не славятся щедростью. Должна быть веская причина, чтобы они начали делиться. Вполне логично, что с того времени появились парные союзы, где самец знал, что самка растит только его потомство. Или по крайней мере думает, что знает.

А вы уступаете женщинам место в автобусе?