Найти тему
nsknews.info

Уникальные предметы культа африканских племён реставрируют в краеведческом

Восстановление уникальной африканской коллекции Новосибирского краеведческого музея из 200 раритетов длилось полтора года и подходит к завершению. Среди «помолодевших» предметов – маски и церемониальный стул вождя. После реставрации их покажут новосибирцам и жителям других городов.

Елена Мухачёва

Реставратор Ольга Свечникова завершает марафон, который длился почти полтора года. Африканская коллекция Новосибирского краеведческого уникальна. В ней 200 фигурок, скульптур, масок с другого континента, большая часть которых датирована XIX-XX веком.

«В основном это, безусловно, предметы культа. Я испытывают трепет, когда работаю с этими вещами. В некоторых есть общие мотивы, но они не повторяются. Для меня как для реставратора – счастье с этим работать. И это огромная ответственность. Это не европейское искусство, которое нам более или менее привычно. Реставрационная работа начинается того, что вещь со всех сторон рассматриваешь и фотографируешь. Восхищают точные и интересные формы, которые смог найти художник, и тот факт, что это чудо он сделал из куска дерева. Вы видите эти предметы на витринах за стеклом, но на самом деле они имеют свой неповторимый запах, его ни с чем не перепутаешь. Они сделаны из деревьев, которые у нас не растут, и пропитаны маслами. Когда к этому прикасаешься, то это полное погружение в другую реальность.

Фото: Владимир Кочмар
Фото: Владимир Кочмар

Всё это предметы культа. Есть, например, кукла Акьюба, приносящая детей. У неё большая круглая и плоская голова. Когда её поворачиваешь, то с каждого ракурса эта вещь красивая, но каждый раз ты видишь её по-новому. И ты понимаешь, что это произведение искусства. И конечно, осознаёшь, что африканские боги – не всегда безобидные и с ними нужно соприкасаться осторожно», – поделилась впечатлениями от работы реставратор Ольга Свечникова.

Главный материал в африканской коллекции – всегда дерево. Оно может сочетаться с металлом, бисером и другими растительными материалами, например, травой, которая может стать волосами божества. Дерево обрабатывают от вредителей и восполняют утраты – трещины и микротрещины, сколы. Задачи сделать старую новой у реставратора нет, ей нужно придать экспозиционный вид.

«Отреставрировать каждую такую вещь – это месяца полтора кропотливой работы. Утраченные фрагменты восстанавливаем специальными реставрационными материалами на клеевой основе с добавлением древесной муки. Цвет выравниваем красками. Если утрачен крупный фрагмент – восстанавливаем послойно. Важно ничего от себя не придумать, вещь должна стать такой, какой она была, а не такой, как захотел реставратор. Поэтому изучаем книги и каталоги. И есть такой нюанс: при пристальном рассмотрении следующий реставратор должен увидеть, где была реставрация. Потому что за стыками потом начинается наблюдение. Это дерево, его может повести при перепаде температуры. Понятно, что в хранилищах температурные режимы хранения раритетов выдерживаются строго, но эта коллекция у нас – одна из самых востребованных и путешествующих по России», – рассказала Ольга Свечникова.

Церемониальный стул вождя из Конго после реставрации не узнать. Помолодели деревянные африканские боги и ритуальные маски. В реставрационной мастерской Новосибирского краеведческого осталось всего три предмета африканской коллекции из 200. Когда работа будет завершена, музейные экспонаты начнут готовиться к встрече с публикой.

Фото: Владимир Кочмар
Фото: Владимир Кочмар