Все понимают, что сегодняшнее противостояние показывает реальный военный потенциал всех стран - участников. Почему все боятся HIMARS больше, чем «Град». А ведь раньше боялись как раз советских «катюш». - Задаются вопросом авторы одного из ресурсов: Об этой установке много говорят последние месяцы и приписывают ей запредельные боевые возможности. А чем это РСЗО отличается от российских аналогов? Есть ли ответ на это оружие?
Если в двух словах охарактеризовать большинство боевых действий в СВО, эти слова будут «артиллерийская война». С одной стороны, так происходит потому, что сегодня очень развиты разведывательные дроны и новейшие АСУНО (система управления артиллерийским огнём) — можно аккуратно выяснять, где противник — и бить по нему, выяснять — и бить. Причём современные системы позволяют делать это с высокой точностью, круговое отклонение минимально даже на пределах дистанций.
Поэтому конфликт 2022 года отлично раскрыл потенциал артиллерии, даже если сами стволы — старые советские или американские гаубицы 60-х годов.
Другая история — танки. Из-за того, что у ВСУ полно средств, чтобы эти танки подбивать, и, опять же, всем гораздо удобнее перебрасываться высокоточной артиллерией, бронированные машины отошли на вторые роли.
Говоря по правде, американские РСЗО (MLRS) мы очень недооценили (не зная реальных возможностей GMLRS)
А реальность показала, какое значение имеет это оружие, сильно повлиявшее на ход боевых действий:
- Точечные удары заставили отодвинуть тыловую инфраструктуру дальше от линии соприкосновения, увеличивая логистическое колено
- Мобильность комплексов HIMARS позволяет наносить удары внезапно, организовать надёжный «купол» ПРО/ПВО нереально
- Та же мобильность позволяет быстро скрыться от ответного удара и свалить в укрытие, до того, как будут получены точные координаты позиции установки и появится возможность ударить по ней
- Кроме военной инфраструктуры огребает и инфраструктура общего назначения
То есть перед нами какие-то банальные 20 пусковых РСЗО с пакетом на шесть ракет калибра 227 мм, а последствия их применения заставили широко обсуждать это оружие. Хотя, положа руку на сердце — это не новая система, и вообще не какие-то запредельные высокие технологии.
Не вдаваясь глубоко в подробности, главное отличие американских РСЗО от российских — комплекс GMLRS. Это пакет модернизации для уже известных нам систем, предполагающий прокачку установок новым цифровым аппаратным комплексом и модернизацией ракет.
Что с нашими аналогами? - Модернизация систем РСЗО развернулась у нас при министре Сердюкове, на базе комплекса Град и Смерч (сверхтяжёлая РСЗО дальнего действия). Системы Торнадо-С и Торнадо-Г (Смерч и Град соответственно) при практически полном внешнем сходстве с предшественниками, отличаются радикально — только КПД превосходит в 15 раз, по мнению экспертов.По некоторым данным в 2020 году дистанцию Торнадо-С смогли увеличить до 200 км, но подводит, как обычно, медлительность российского ВПК — нет информации о количестве большем, чем 20 комплексов Торнадо-С.
То есть армия России имеет сегодня комплексов, способных конкурировать с «хаймерсами» меньше, чем их прислали в 404-ю. А ведь те ещё жалуются, что мало.
А вот по мнению эксперта и коллеги с Дзэн: HIMARS - довольно интересная ракетная система, отличающаяся от российских большей универсальностью. Американская машина может работать и как классическая РСЗО вроде «Смерча», и как оперативно-тактический ракетный комплекс, аналогичный российскому «Искандеру».
Проблема для наших войск заключается в том, что все современные системы HIMARS стреляют ракетами, наводящимися по GPS, то есть являются высокоточными с круговым вероятным отклонением менее 7 метров.
Но, в отличие от предыдущего автора, - этот заявляет о противоположной проблеме - недостатке "Хаймерсов": HIMARS - система серьезная, другое дело, очень дорогая и поставляется в единичных экземплярах. Недавнее уничтожение российскими высокоточными ракетами лишь двух единиц этих ракетных систем буквально уполовинило весь парк поставленных противнику американцами «Хаймерсов».
А еще силы НАТО превосходят нас в средствах электронной и космической военной разведки. Но, эту тему детально я еще не исследовала.
В качестве резюме добавлю - хорошо смеется тот, кто смеется последним. Другими словами - имеет значение не только, что происходит здесь и сейчас. А еще и то, как полученные данные сможет использовать каждая страна в перспективе. Мы уже разбираем их технологии по винтику. И, я уверена, - как всегда будет поставлена задача - сделать аналоги, но более дешевые в производстве и, разумеется, превосходящие как минимум, по нескольким характеристикам. Учитывая, обозначенные пути Лавровым и нашим президентом, в нашем случае наращивание военной мощи неминуемо.
По идее и они должны прихватить - наши полезные разработки. Но, здесь есть сложности. - Первая, - Как наши секреты можно забрать из страны, в которой теряется вообще все? Вторая проблема - а они у нас почти ничего и не захватывают. И третья, самая главная - в их случае какое-либо наращивание в ближайшем обозримом будущем очень сомнительно. Экономика то буквально разваливается на глазах.
Хотя... может быть, они снова попытаются финт ушами, навроде прошлого, в котором доллар, не имеющий никаких связок с реальными ценностями, стал вдруг самой сильной мировой валютой. Но, кто им теперь поверит и кто захочет с ними связываться?