Найти в Дзене
Люблю мюзикл ...

Мистификация для Франца Легара. Оперетта "Паганини", 1923 г.

Здравствуйте, читатели моего канала!!!

Через час поднимется занавес и зазвучит увертюра новой оперетты. Композитор нервничал. В последнее время, в состоянии творческого застоя, в котором его жестоко обвиняли критики, он, все-таки, увлекся либретто на тему из недавнего прошлого об известных людях. Это было очень смело, учитывая, особенно не стремящуюся за своеобразием сюжетов, публику.

Невероятный успех оперетты "Веселая вдова" сделал Легара композитором №1 Вены
Невероятный успех оперетты "Веселая вдова" сделал Легара композитором №1 Вены

В дверь постучали: "Маэстро, с Вами хочет поговорить господин, он себя не назвал!". Чтобы отвлечься от волнения, композитор вышел из театра.

У служебного входа стоял высокий худой человек в черном с головы до ног. В руках у него были красивые цветы. Тень от широкополой шляпы закрывала лицо. "Маэстро, - обратился таинственный незнакомец к композитору. "Я знаю, у Вас сегодня - премьера и Вы очень волнуетесь. Все будет хорошо!!" Быстро вручив цветы, мгновенно растворился в плохо освещенном пространстве, оставив композитора в недоумении и, может быть, в каком-то, внезапно охватившем, беспокойстве.

Зрительный зал театра в Вене
Зрительный зал театра в Вене

Композитору Францу Легару было за пятьдесят. Сумасшедший успех, который у него был во времена великолепных "Веселой вдовы" и "Графа Люксембурга" стал угасать. Сам композитор, чувствуя, что время легких вальсирующих мелодий проходит, долгое время не находил для себя темы для творческого вдохновения и вдруг ....

В руки ему попалось либретто "Паганини" о приключениях знаменитого виртуоза-скрипача в Лукке (Италия) и его любви к яркой и неординарной женщине Анне-Элизе, между прочим, сестре самого Наполеона I Бонапарта.

Демоническая фигура Никколо Паганини ( 27.10.1782 г. - 27.05.1840 г. ) при жизни всегда была связана со скандалом. Часто на его выступлениях (музыкант постоянно гастролировал по Европе), вдруг неожиданно гас свет в зале, приходилось виртуозу играть в полной темноте при нескольких свечах, иной раз, у скрипки одна за другой рвались струны, а он продолжал играть, пока не оставалась одна, и он триумфально заканчивал свой концерт, бывало, какая-то нервная дама начинала биться в истерике, потому что видела за его спиной самого дьявола, который водил смычком по струнам.

Представить такую фигуру в легкой красивой оперетте в 1923 году было сложно. А еще увидеть Паганини в образе влюбленного, хоть и в необыкновенную женщину, но замужнюю даму, в общем-то, было очень-очень смело. Но Франц Легар, истинный новатор-творец, загорался всегда от не тривиальных сюжетов.

В избранном Легаром герое в лице неистового музыканта Паганини, композитор чувствовал родственную душу. Паганини - новатор в музыке, опережал время на 50, 100 лет вперед. Современники Никколо Паганини долго не могли освоить виртуозные скрипичные пассажи его концертов и каприсов. Даже сейчас его музыка доступна для высочайшего исполнительского уровня игры на таком капризном инструменте, как скрипка. Франц Легар был таким же новатором в веселом жанре оперетты.

Взяв в руки либретто, на волне восхищения сюжетом в тот же вечер написал первый акт. На партитуре до нас дошла запись, сделанная рукой композитора:"Подарок Бога к моему дню рождения!" 30 апреля 1923 г.

Новаторство Легара было не только в том, что в оперетте действовали известные реальные исторические персоны, но и то, что в финале влюбленные, - Паганини и аристократка, супруга князя Лукки Анна-Элиза, не соединяются в счастливом союзе, они расстаются. Легар стал основателем нового жанра - музыкальная драма.

Композитор Франц Легар
Композитор Франц Легар

Премьера состоялась 30 октября 1925 года в венском Иоганн-Штраустеатре. Пожелание незнакомца в успехе премьеры не сбылось, но через три месяца в Берлине зрители приняли с восторгом новое музыкальное творение Легара. Выдающийся тенор Рихард Таубер выступил в роли Паганини.

Берлинский театр, зрительный зал
Берлинский театр, зрительный зал

30 января 1926 года с огромным успехом прошла премьера в Берлине. Рихард Таубер и сопрано Вера Шварц донесли прелестную музыку Легара с таким актерским и совершенным певческим искусством, что после дуэта "Кто любил тебя, как я...", спектакль пришлось остановить и композитору пришлось посредине действия поблагодарить за овации.

В СССР публика оперетту "Паганини" приняла скептически. Необычный жанр: музыкальная драма, - воспринимали с трудом: для комедии - слишком мало смеха, для музыки - слишком много слов...

Музыка в оперетте "Паганини" - прелестная, но, мне кажется, была сопряжена с трудностями постановочных решений. Главному герою Паганини необходимо не только хорошо петь сложные арии, но и быть убедительным в том, что он - гениальный музыкант-виртуоз. Главная героиня - аристократка Анна-Элиза без памяти и навсегда влюбилась в Паганини, потому что его музыка её просто околдовала. В оперетте - в этом знаковом эпизоде, должна звучать виртуозная скрипичная игра. Как это сделать? Где найти лицедея, чтобы прекрасно пел и отлично играл на скрипке? А ещё, хотелось бы, чтобы артист внешне был похож на реального Паганини, который, всем известно, был высоким, очень худым, с костистым лицом и демонической внешности. Если на сцену выйдет маленький, толстый, круглолицый, но божественно поющий Паганини, этим будет достигнут, скорее всего, великолепный комический эффект.

В интернете я нашла концертный вариант постановки оперетты "Паганини" (С-Петербургский театр музыкальной комедии), такой универсальный прием очень даже хорош, чтобы донести превосходную музыку Легара.

Ссылка: ария Паганини поет Фёдор Осипов, скрипка засл. арт. РФ Игорь Романюк из оперетты Ф.Легара "Паганини", запись 2020 г.

https://vk.com/im?sel=253537409&z=video-83026_456239447%2Fff4dba5f32afb59ebe

В контакте выложили прекрасный фильм-оперетту "Паганини" Франца Легара с прекрасными певцами-актерами Антонио Теба и Терезой Стратас, режиссер Артур Мария Рабенальт (Германия),1973 г. В нем и музыка роскошная, и актеры восхительно убедительны:

Ссылка на фильм-оперетту "Паганини" Франца Легара, 1973 г.:

https://vk.com/im?sel=253537409&z=video226708246_170212311%2Fc3729e055c00ee97b6

Франц Легар в своем творческом порыве представлял гения Паганини в образе абсолютно свободного человека, легкомысленного, азартного, увлекающегося. Для оперетты начала ХХ века такой герой, несомненно, был нов. Даже сейчас на поле классической оперетты такой герой выглядит достаточно авангардно ....

Так, кто же приходил к служебному входу, чтобы пожелать удачи, взволнованному предстоящей премьерой, композитору Францу Легару? Все просто. Появился на пороге театра один из потомков артиста, невероятно похожий на гениального музыканта-виртуоза, которому необычайно нравилось мистифицировать легенду о Никколо Паганини.

Смотрите также, если пропустили статью:

Венский космополит Франц Легар. Оперетта "Веселая вдова"
Люблю мюзикл ...4 января 2023

Подписывайтесь, ставьте лайки, комментируйте!!!

Я буду знать, что ВАМ интересно!!!

Ссылка на страницу ВКонтакте https://vk.com/id465595575