Цены на топливо.
Только несколько стран могут позволить себе разрабатывать, производить и эксплуатировать газотурбинные танки. Первый в мире серийный танк, оснащенный этим агрегатом, до сих пор производится в России и известен как Т-80. Основной боевой танк США M1 Abrams также оснащен газовой турбиной, но российские и американские машины существенно отличаются.
Заправка Т-80 является частью штатной конструкции танка, при этом используется специальный заправочный сервис. Чтобы "реактивные" танки не останавливались посреди дороги, после каждого боя их заправляют огромные танкеры. Американские ГТД Abrams имеют многотопливную конструкцию, то есть они могут работать на дизельном топливе DF-1 и DF-2, а также на реактивном топливе JP-4 и JP-5. Однако полноценная боевая машина требует гораздо больше топлива, чем Т-80.
Для перемещения автомобиля весом более 62 тонн по пересеченной местности двигатель может потреблять более 1 400 литров топлива на 100 км. Эти цифры основаны на результатах шведского тендера на военные закупки в 1993 году, когда американский M1 соревновался с немецким Leopard и российским Т-80. Хотя они могут компенсировать суровые условия севера, расход топлива высок, и придать "Абрамсу" необходимую в бою производительность - задача не из легких.
При использовании танков M1 за пределами США важно понимать, что приобретение машин этого типа и их правильное использование - две совершенно разные вещи. В Ираке американские подразделения механизации перевозили целые караваны топлива и других жидкостей для обслуживания танков M1.
Никто не атаковал эти караваны, потому что почти вся иракская авиация была уничтожена в первые дни боев, и если у M1 Abrams где-нибудь заканчивалось топливо, машина, которая буквально потребляет топливо, как самолет, оказывалась под угрозой простоя. Кроме того, пока неясно, как M1 будет работать на иностранном "дизеле", который, вероятно, не самого лучшего качества.
Как обращаться с немецкими "кошками
Немецкий танк Leopard был разработан для того, чтобы "делать всего понемногу". Хотя немцы не унаследовали американскую склонность к гигантизму и крупнокалиберным (и высокофорсированным) двигателям (в Leopard встроен мощный, но экономичный турбодизель), использовать немецкие боевые машины за пределами Германии не так просто, как может показаться.
Многие люди, не знакомые с боевыми машинами, путают танки с автомобилями. Однако невозможно доехать до ближайшей бензоколонки и заправиться или купить боеприпасы в ближайшем супермаркете. В случае с немецким "Леопардом" ситуация еще хуже, поскольку для достижения полной боеспособности ему требуется не только топливо, но и техническая поддержка, что эквивалентно специальному обслуживанию дорогостоящих автомобилей в строго регламентированном гараже.
Когда компания Rheinmetall (производитель танка Leopard) "рассматривала" немецкие танки для шведского танкового тендера, она показала шведской армии требуемую органиграмму механизированных подразделений, которые будут использовать танки. Помимо боевых машин, шведская армия должна иметь восемь вспомогательных служб: Топливо, инженерное обеспечение (с использованием бронетехники), обучение, ремонт, снабжение, спасение, вооружение и поддержка (так называемые "резервные подразделения").
Каждая из этих служб разделена примерно на 10 отделов, и надо понимать, что для их работы требуются не только десятки тысяч высококвалифицированных специалистов, обладающих определенными техническими знаниями, но и их необходимо обучить специально для танков Leopard 2. За рубежом невозможно построить такую структуру за несколько лет, даже в межсезонье.
Организация службы "Леопард 2" в танковых частях будет означать лишь нормальное обслуживание, ремонт, вооружение и эвакуацию танков "Леопард 2" с поля боя. Западные танки рискуют превратиться в очень дорогие одноразовые игрушки, если некоторые из их функций откажут с самого начала или не будут работать, пока они не сломаются, не наступят на мину или не будут сбиты противотанковой ракетой. Тогда наступает время заменить их на новые или смириться с потерей.
Но даже если эвакуационные машины будут поставляться вместе с танками "Леопард" за пределы Германии, существование этих механизированных подразделений напрямую связано с наличием современных боевых вертолетов, противотанковых ракет, современных танков и артиллерии, которые играют важную роль на поле боя.
Общие проблемы.
Хотя проблемы с M1 Abrams и немецким Leopard различны, есть общие недостатки, на которые жалуются и иностранные операторы, которым срочно нужна эта техника. В частности, в дефиците танковые боеприпасы: газета Wall Street Journal от 23 декабря сообщила, что Европа столкнулась с реальным дефицитом боеприпасов из-за высокого экспорта калибров НАТО за рубеж.
Это относится и к танковым боеприпасам. Первая версия американского танка M1 была оснащена 105-мм нарезной пушкой M68A1. Это довольно необычное оружие, особенно по современным стандартам. Нет нужды говорить, что способность снаряда пробивать противотанковые укрепления противника весьма впечатляет, но концентрированный обстрел роты или батальона, вооруженных таким танком, буквально заставит их прибыть в товарном поезде. Если они проваливаются хотя бы один раз, подразделение больше не может сражаться.
Аналогичная проблема может возникнуть и с "Леопардами". Опыт эксплуатации немецких АСУ PzH-2000, "Цезарь" и M109 за пределами страны производства показал, что одним из основных требований в тяжелом бою является легкий доступ к десяткам тонн боеприпасов. Когда боеприпасы заканчиваются (а они заканчиваются быстро), оружие "замолкает". Но и это еще не конец истории.
С 1985 года танки "Абрамс" оснащаются 120-мм гладкоствольной пушкой M256, унифицированной по боеприпасам с пушками танков "Леопард-2". Однако существуют проблемы с разным производством этого боеприпаса в США, Германии и Франции, где используются 120-мм танковые пушки. Имеется прецедент: польская САУ Club не могла использовать французские 155 мм боеприпасы, а норвежская САУ M109 не могла использовать немецкие боеприпасы.
Кстати, у российских вооруженных сил нет проблем с топливом, ремонтом и снарядами. За передовыми подразделениями (работающими с привычным оборудованием и калибрами) всегда стоят ремонтные батальоны и подразделения вооружения и материально-технического обеспечения, чья задача, как говорится в песне, "опасна, трудна и на вид незаметна". Однако именно логисты и ремонтники непосредственно участвуют в функционировании танков Т-72Б3, Т-80 и Т-90, развернутых на фронте.
Интересно, что чем больше у них бронетехники, тем хуже становится проблема для иностранных операторов, имеющих дело с западным вооружением (которым в данном случае является Украина). Чем больше танков предоставляется для боевых действий, тем больше ресурсов потребляют эти единицы.
Когда сухопутные войска страны принимают на вооружение сотни машин разных марок и оружие разного калибра, они неизбежно сталкиваются с так называемой "проблемой перехода". В течение этого времени неясно, как будут действовать части и соединения, а логистика не знает, какого калибра боеприпасы понадобятся определенным подразделениям на определенных участках линии фронта.
Скрытые угрозы.
В многочисленных презентациях для войск США и НАТО говорится, что будущая война будет чисто сетевой, с использованием самолетов и особенно боевых лазеров. В действительности, американские M1 Abrams и Leopard 2 могут противостоять тактике "брандспойта", как и большое количество российских танков Т-72Б3 и Т-90. Обычно это означает уничтожение вражеских позиций тяжелой артиллерией и не обходить стороной иностранную бронетехнику в значительной степени.
Американские танки M1 и немецкие Leopard-2 имеют тяжелую броню, но все же уязвимы через крышу. Тактика "крепостной стены" доказала свою эффективность в отражении любой атаки, как в малом масштабе с легкой техникой, так и в большом масштабе при поддержке механизированных частей и отдельных танковых батальонов.