Негодуя на прискорбное обыкновение некоторых, даже великих, наставников сортировать учеников по национальности, происхождению и другим маловажным критериям, Бетааль продолжает свое повествование.
Итак, Экалавья остается в ашраме, исполняя обязанности слуги. При этом он не забывает смотреть в оба глаза и внимательно слушать, когда Дрона объясняет ученикам очередной урок. Затем, набравшись дерзости, он ночью, когда принцы спят, добирается до лежащего на столике Дроны трактата "Дханурведа"... Нет, вряд ли парень из леса умеет читать, как я уж было подумала. Книга содержит лишь рисунки правильного положения рук при стрельбе, которые Экалавья внимательно изучает.
За этим занятием его и застает Дрона. Ясное дело, Ачарья разгневан непонятливостью дикаря, упорно не желающего признавать себя унтерменшем, годным лишь на "принеси-подай". Продолжая разоряться об обществе и кастах, Дрона выгоняет Экалавью вон. В упор не понимаю, почему он при этом именует парня шудрой. Если Экалавья из лесных племен, он вообще не входит ни в одну варну.
Экалавья уходит, ответив, что пока Наставник изволит лелеять свою веру в касты, сам он предпочитает верить в человечность, а каст когда-нибудь не будет. При этом, признавая несомненное превосходство Дроны перед другими учителями, Экалавья жаждет остаться именно его учеником. Изготовив статую Ачарьи (весьма искусно!) он продолжает тренировки, используя все знания, какие ему удалось получить от Дроны.
В лесу к нему приходит девочка, кажется сестренка - Мохана. Она сперва не может понять, на что Экалавье сдался этот вредный Дрона, который только оскорбляет, а учить не хочет. Экалавья отвечает, что каким бы ни был Дрона -- он лучший учитель, поэтому парень предпочитает забыть об оскорблениях. Так, в тренировках, проходит несколько лет. Непонятно, правда, как Экалавью за это время никто не заметил. Наконец парень достигает настоящего мастерства. Но это еще нужно доказать невольному учителю.
Экалавья и Мохана смотрят со скалы на ашрам, где Дрона подводит итоги, превознося мастерство, которое обрели ученики: на свете теперь нет никого, кто превзошел бы на булавах Дурьодхану и Бхиму, на мечах - Накулу и Сахадева. Но любимый ученик Дроны -- Арджуна, которого тот с гордостью может назвать лучшим лучником. В доказательство Арджуна получает задание -- построить из стрел мостик через ручей (шириной оно где-то с Клязьму, но судя по тому, как дальше показывают глубину -- это таки ручей). И тут... облом! У Арджуны не получается!
В этот момент Экалавья, еще когда наловчившийся бить рыбу в воде, выпускает поток стрел, выстраивая из них ровную дорожку через ручей. Принцы в шоке, Дрона тоже. Тут кто-то замечает на скале Экалавью с Моханой. Дрона приказывает поймать их. Те успешно прячутся в лесу, но девочка боится, что их найдет собака. Но... Экалавья, ты же не станешь ради своего спасения убивать невинную тварь? Хорошо, не стану, отвечает Экалавья и затыкает собаке пасть пучком стрел, как-то ее при этом не убив. И даже не ранив вроде бы. Лаять она теперь не может, но... вполне способна привести Дрону к укрытию нарушителей. Мастерство стрелка он тоже оценил. Пойдя за собакой, Ачарья с удивлением видит поляну со статуей посредине. Сразу все поняв, Дрона требует, чтобы неизвестный лучник, считающий его своим гуру, покзался. Гуру приказывает! Выходи, а то прокляну (ну куда ж без этого!)!
Надо ли говорить, что видеть Экалавью ни рад ни сам Дрона, возмущенный наличием у себя непрошенного ученика, ни Арджуна, которому, видите ли, "сказано", что он будет лучшим. Дрона, в отличие от классической версии, не ловится на манипуляции с "правдоречивостью", здраво замечая, что был уверен, когда говорил, и сейчас уверен. Но пытается вырулить ситуацию: устроим состязание, и ты докажешь, что лучший. После того, как Арджуна не смог перекрыть ручей, звучит странно.
Дуэль сперва идет в ничью. Соперники то сбивают стрелы друг друга, то уклоняются. Потом Арджуна заявляет, что "не хотел использовать божественное оружие, но ты меня вынуждаешь!", чем расписывается в том, что справиться с Экалавьей человеческими средствами не в состоянии. Выпустив стрелу в небо, он вызывает грозу. Экалавья спокойно выпускает свою, рассеивая тучи, а затем показательно берет Арджуну в кольцо из стрел. Тот в шоке роняет лук, понимая, что проиграл.
Дрона вынужден признать, что не видел лучника лучше Экалавьи. Непрошенный ученик превзошел всех. Но чтобы узаконить свое ученичество, Экалавья должен заплатить гурудакшину. Какую? Большой палец руки! Иезуитское коварство -- возможности стрелять Экалавья не потеряет, но первым ему не быть... Конечно, Экалавья вполне может и не платить. Но тогда его ученичество и достижения не будут признаны. Не торопись, мальчик, подумай. Экалавья отвечает, что тело ему было дано родителями, и надо сперва спросить их мнения. Хотя с мнением все и так ясно. Родители рыдают и причитают, а Мохана упрашивает не отдавать палец, ведь все труды насмарку. Но Экалавья думает иначе.
Лично я сперва не поняла, для чего, собственно, это пресловутое признание нужно было. Экалавья учился для сражений, а не для Олимпиад. Потом становится яснее.
Вот скажи, царь, -- обращается Бетааль к Викраму. Почему же все-таки Экалавья решил заплатить Дроне такую "гурудакшину"?
Экалавья был дальновиден, отвечает Викрам. Он предпочел проиграть сражение, но выиграть войну.
Далее мы видим, как Экалавья, отдав свою "плату", объясняет Дроне мотив своего поступка: я отдал палец, чтобы сохранить себе жизнь.
Признаться, тут я задумалась, как следует понимать эту фразу. Самое логичное, что приходит на ум: Экалавье во что бы то ни стало требовалось узаконить свое ученичество. За шпионаж, что военный, что промышленный, и в наши дни по головке не гладят, а такое тайное обучение в то время приравняли бы к воровству. Шудра (или неприкасаемый, тем более) укравший что-то у брахмана? Да он бы и правда живым не ушел. Уж лучше палец, чем руки или голова. К тому же в разговоре со своими Экалавья упоминает, что как минимум Дрона в случае отказа может отрезать ему палец просто за обман.
Но, продолжает Экалавья, не думайте, что забрав палец, вы лишите меня достигнутого. Да, стрелять лучше всех я теперь не смогу, зато смогу учить. И стрелки нашего племени будут лучшими. Даже несмотря на то, что в память о сегодняшнем событии, они научатся стрелять своим особым стилем, не используя большой палец.
Н-да... Только ли мне кажется, что авторы сериала замешали в сюжет упоминавшийся мною ранее эпос бхилов? Во всяком случае, именно в бхильский сюжет лучше всего укладывается показанное. Очень логично. Получается, именно Экалавья передал бхилам мастерство Дроны, за что его позднее поминали "незлым тихим словом" все завоеватели вплоть до англичан. И доселе поминает временами индийская полиция.
Итак, вопрос о пальце Экалавьи разрешился. Бетааль вновь издевается над Викрамом, делая вид, что собрался вновь упорхнуть (хотя до того обещал добровольно последовать за царем в Удджайн), и ехидничает: мол, совсем ты, Викрам, царские обязанности забросил, только тем и занят, что меня ловишь... Ну да ладно, я отправлюсь с тобой, только ответь еще на один вопрос.
Уже второй за сегодня, резонно замечает Викрам.
И все-таки, -- настаивает Призрак. -- Я расскажу тебе сказку про Луну. Только ответь на вопрос. За что Лакшми прокляла Вишну, пожелав ему лишиться головы?